Техника - молодёжи 1991-12, страница 47

Техника - молодёжи 1991-12, страница 47

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

700 ДЛИНА —ВОЛНЫ В ХСнИ]

На графике, взятом из книги Д.З.ьунимовича «Курс фотографии» (1986год), приведены зависимости величины чувствительности фотослоя панхроматической пленки (фиолетовый цвет) и глаза человека (коричневый) от длины волны излучения, падающего на нас днем. Отчетливо различаются три области: А—в ней фотослой черно-белой пленки фиксирует то, что видим и мы; Б и В —в них фотослой может запечатлеть и не воспринимаемое нами. Поэтому на кадрах иногда получается и то, чего фотограф при съемке не наблюдал.

Ответа пока нет. Однажды, когда я беседовал с Кузовкиным, он произнес фразу, которая врезалась в мою память:

— К полтергейсту надо относиться как к живому существу.

Программная, надо сказать, фраза. Инструкция-лозунг. Как вы отнесетесь к вдруг зарычавшей на вас собаке? Броситесь бежать? И тем стимулируете ее атаку. Схватитесь за палку? А вдруг она опередит вас? Лучший способ—видеть в ней живое существо. Останьтесь на месте —это даст вам возможность свободного движения в любую сторону, как для наступления, так и для отхода. После чего скажите ей громким уверенным тоном, чтобы она успокоилась, осталась сидеть на месте или отошла назад, чтобы прекратила рычать, наконец. Тогда вы одержите бесконфликтную победу.

Предвижу возмущенные возражения со стороны материалистически-скептически настроенных читателей. В частности, такое: «Как к живому существу?! А кто его видел, это существо?» Спешу заверить — видели.

— Он был похож на кокон, — рассказывает Пьянков. — Немногим больше полуметра в высоту. Знаете, когда пашут поле, над ним витает парок? А здесь — примерно в 10-кратном разведении. Такой прозрачный.

В болгарском селе Дибич, что невдалеке от города Шумен, 27 декабря 1988 года начался жесткий полтергейст — первым его проявлением стал родившийся в кухне звук. Мощный, похожий на паровозный гудок. И —началось! Опрокидывались стулья, холодильник менялся местами со столом, из распахнутого шкафа вылетало белье, падали на пол светильники-ночники с вырванными из розеток вилка

ми, ни с того ни с сего выплескивалась вода из чайника... В то время в доме находились лишь 12-летняя Теодора и 84-летняя бабушка. Вскоре приехала мать Теодоры, и как-то раз, выходя на застекленную веранду, она увидела призрак в черном облачении и колпаке, который через несколько секунд пропал. И сама девочка рассказывала, что однажды застала на кухне существо, похожее на обезьяну, — оно сидело на раковине.

«В сентябре 1984 года я увидел его собственными глазами, — пишет Владимир П., рабочий из Молдавии.— Я считаю, что чудом остался жив. Занимаюсь гимнастикой, велоспортом, хожу с аквалангом под воду, не курю и не пью, галлюцинациями не страдаю. Но увиденное потрясло меня. Виделись мы с ним секунд 30. Его взгляд парализует. Дышать, двигаться невозможно. У меня оставалась одна защита —кто кого пересмотрит. Взгляд у него пронзительный, яростный, прожигающий. Это самый страшный ужас, который я пережил в своей жизни. Он растаял, поспешно пятясь к стене, ушел в нее, а глаза исчезли в последнюю очередь. Я успел разглядеть его хорошо —до пояса. Рост около полутора метров, лицо продолговатое, сухощавое, глаза небольшие, нос тонкий, продолговатый — 8 — 10 см, уши круглые, правильные, ширина плеч примерно 30 см. Весь покрыт коричневой шерстью, но контуры носа, губ и ушей просматривались хорошо...»

«Существование форм жизни, способных изменять свою плотность, переходя от одной степени плотности к другой, — замечает Лучиано Боконе, — известно с древних времен». А стоит ли далеко ходить за примерами —не проще ли понаблюдать процесс пре

вращения гусеницы в бабочку?

Как к живому существу...

Диалектика незнания долго еще, вероятно, будет блистать своенравием. На Всесоюзном семинаре «Остожен-ка-90», например, прозвучала фраза кандидата биологических наук Валерия Кузьмича Гришнева из Гомеля: «Чернобыль — это обыкновенный полтергейст. Мы дошли до границы дозволенного». Конечно, здесь можно усмотреть, что ответственность вполне реальных людей начинает вуалироваться загадочным явлением. Но важнее увидеть здесь звучание темы нравственности, гуманизма по отношению к экологии, к погибаемой природе. К той, которая, по выражению Федора Тютчева, «не слепок, не бездушный лик — в ней есть душа...». А вот взгляд не поэта, но ученых.

«Представляются достаточно серьезными утверждения некоторых биологов о том, что человек не первая попытка природы создать Разум на Земле,— пишут академик Н.Н.Моисеев и доктор физико-математических наук И.Г.Поспелов.— Мы формулируем экологический постулат, противоречащий современной практике и образу мышления. Если принятый сейчас принцип оптимальности требует последовательного «вычерпывания» ресурсов, то экологический принцип «сохранения возможностей», видимо, должен диктовать переключение с одного вида ресурсов на другой еще задолго до их исчерпания». Не следует ли отсюда, что природа, возможно, уже воспользовалась этим принципом? И что полтергейст, возможно, есть следование ему, только, так сказать, с обратным знаком?

Незнание растапливается страстью. Люди хотят понимать, хотят осмысливать. Но далеко не все еще выведено на уровень сознания — многое приходится постигать чутьем, интуицией. Сопрягать доселе несопряженное — например, звук с голубыми глазами (см. эпиграф). А загадки все же остаются. Одна из них — полтергейст. Думаю, что предсказатели вряд ли смогут спрогнозировать дату ее разрешения. Несмотря на то, что ключ к ней способен объяснить немало других феноменов. Но в том-то и состоит великий парадокс диалектики незнания, что процесс узнавания истины непременно должен сопровождаться развитием нравственности, гуманности. И тогда природа сможет ответить полнокровно и радостно.

«А она над водой, над просторами круга

земного,

* Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы. И, играя громами, в белом облаке

катится слово, И сияющий дождь на счастливые

рвется цветы».

Так писал поэт Николай Заболоцкий. Давно писал, еще в 1946 году.

45