Техника - молодёжи 1992-04, страница 5

Техника - молодёжи 1992-04, страница 5

тов. Некоторое время в городе отмечался повышенный уровень радиации. Жители получили по 5 миллирентген. Считается, что это не опасно. Продолжалась эта мини-катастрофа недолго, облако рассеялось, да и газы были инертными: ксенон, криптон.

После каждого испытания проводился наземный радиометрический контроль, а также надземный: вертолетные облеты близ эпицентра и самолетные—в отдалении. Примерно в 5 км от эпицентра находятся наблюдательный пункт, пульт управления, система приборов.

Полигон —без секретов

Конечно, главная сенсация Полигона— здесь теперь можно побывать, про-

На снимке — то, что осталось от бетонных конструкций после испытания.

десятилетиями живут на зараженном участке растения? Почему они не выродились? По-видимому, и в этом случае сказывается слабая растворимость веществ, оставшихся после взрыва; эффект «чистого» гамма-излучения не столь губителен, как в случае активной ассимиляции организмом радиоактивных элементов, изотопов.

Даже в этой зоне встречаются «визитные карточки», оставленные коровами и лошадьми. Все-таки местные жители ухитряются проникать с животными за ограду из колючей проволоки в три ряда! А ведь военные уверяли, что постоянно ведут разъяснительную работу среди населения и стараются никого не допускать на зараженную территорию. Не знаю, то ли разъяснения не убедительны, то ли охрана не бдительна, то ли слишком бесстрашны и безалаберны местные пастухи. Однако в любом случае совершается недопустимое, опасное разгильдяйство.

Первая сенсация

Самым удивительным для меня оказалось посешение эпицентра последнего подземного ядерного взрыва, прозвучавшего в октябре 1989 года. Пейзаж не предвещал ничего хорошего: покосившиеся телеграфные столбы, странная высокая и погнутая металлическая труба, торчащая из скважины. Возле нее — зловещее пятно потрескавшейся голой земли с пятнами соли.

Телеоператоры увлеченно фиксировали мрачные столбы-кресты, обрывки кабелей, голую землю. Я провел простейшую радиационную разведку. Не раз перепроверял показания прибора, мучаясь сомнениями. Выходило, что уровень из

лучения здесь нормальный!

Оголовок скважины — почти метрового диаметра,—в которой на глубине 635 м взорвалось чудовищное «изделие», увенчан солидной бетонной тумбой. И тут мой прибор показал рекордный замер: 9 микрорентген! Возле тумбы собралась вся наша пестрая компания. Выделялся канадский публицист и фотограф Роберт Гредичи в неизменном ярко-красном «наморднике» — респираторе. Демонстрация.

Что ж, покосившиеся столбы—дело понятное: в эпицентре земная поверхность подпрыгивает на три метра. Отзвуки искусственного землетрясения ощущаются за сотню километров, а сейсмические приборы улавливают их практически по всему земному шару. Неясно только, что это за странное пятно? Разгадка оказалась простой: шлам, оставшийся после бурения, которое велось с применением глинистого раствора. А высокая труба — молниеотвод.

...Возможно, нам показали место «образцово-показательного» подземного взрыва. Скважина была тщательно затам-понирована порциями бетона с воздушными «подушками» между ними. «Изделие» находилось в пределах гранитного монолита. Операция прошла в соответ ствии с расчетами, не оставив на поверхности почти никаких следов, тем более — зараженных веществ.

На вопрос, всегда ли подземные атомные испытания столь безобидны, военный специалист полковник Самат Смагу-лов ответил, что не всегда. 12 февраля 1989 года по трещинам после подземного взрыва вырвались радиоактивные газы и в виде облака двинулись на Курча-

Пульт управления испытаниями в 1950 — 60-х г.г. В ц ен тр е —кнопка «Пуск».(В фильме «Укрощение огня» именно ее нажимал артист, игравший роль С.П.Королева; в действительности за этим пультом сидел И.В. Курчатов, и не на космодроме, а на полигоне.)

Разрез испытательной штольни:

1 —«изделие», подготовленное к испытанию.

2 и 4 — гермостенки с забивкой; в центре — труба, проходящая через все заграждения и предназначенная для вывода излучений в начальной стадии взрыва (первые тысячные доли секунды).

3 и 5 —камеры для гашения ударной волны.

6,7,8 — камеры с приборами, регистрирующими параметры взрыва,

9,10—передвижные установки с исследовательской annanamvnnu.