Техника - молодёжи 1993-02, страница 14

Техника - молодёжи 1993-02, страница 14

«ТМ»: 1933 -1993

В 1970 году в «ТМ» шла танковая историческая серия и велась редакционная подготовка следующей артиллерийской. В качестве автора я привлек ныне покойного Л.А.Евсеева — инженера-энергетика, для которого это задание стало первой серьезной журналистской работой.

В открытой печати сведений по материальной части артиллерии советского периода просто-напросто не было. Преодолевая информационный вакуум, Евсеев составил список видных деятелей отечественной артиллерии с телефонами и адресами. и с 18 марта мы начали цикл встреч и бесед, сохранившихся в моей памяти как самое сильное и интересное впечатление за все время работы в редакции. По свежим следам я записывал содержание наших разговоров и сейчас, почти четверть века спустя, перечитав записи, убедился, что их ценность только возросла. Вот несколько эпизодов...

Герман СМИРНОВ

ВСТРЕЧИ С ВЕЛИКИМИ СТАРИКАМИ

Против танков

Планируя поездку к Василию Гавриловичу Грабину (1899/1900 -1980), мы знали о нем только то, что можно было почерпнуть в энциклопедии: «Сов.конструктор арт.вооружения, ген.-полковник техн. войск, д-р техн. наук, проф., окончил Военно-техн. акад. РККА. им.Ф.Э.Дзержинского, с 1934 гл. конструктор завода по произ-ву арт. вооружения, в 1942-46 нач-к Центр, арт. КБ, в 1946 — 60 нач-к и гл.конструктор Научно-исследов. арт. инс-та, под его рук. созданы пушки 76-мм дивиз. обр. 1942 (ЗИС-3), 57-мм противотанк. обр. 1943 (ЗИС-2), 100-мм полев. обр. 1944 (БС-3)».

Поехали к генералу в Болшево вчетвером — автор текстов Л.Евсеев, редактор серии И.Андреев, фоторепортер Ю.Кавер и я. Привожу дневниковую запись об этой встрече.

...Дача хотя и каменная, но смахивает на скворечник. Человек, перед изделиями которого трепетал вермахт, живет в мещанском уюте. Диван с высокой спинкой и полочками, пианино, шифоньеры — все эпохи 50-х годов.

Первое, что меня поразило: насколько род занятий отпечатывается на внешности человека. Конструктор пистолетов? Это, конечно, Токарев — слесарь-умелец, мастерящий ТТ сразу в металле без всяких чертежей. Конструктор скорострельных пулеметов? Говорливый и суетливый Шпитальный. Иное —трудно себе представить. Грабин же, сразу видно, занимался солидным оружием — пушками. Нетороплив, глуховат, основателен, насыщен концепциями.

12

От него впервые услышал нелестный отзыв о В.А.Малышеве— прославленном министре танковой промышленности военных лет. «На одном важном совещании (а я был на всех важных совещаниях),—рассказывал Василий Гаврилович,— министр вооружения — назовем его Устиновым, да он, кстати, и был министром — и заместитель Председателя Совета Министров Малышев поверхностно и любительски трактовали вопросы артиллерии. И тогда товарищ Сталин сказал: «Товарищ Грабин! Я поручаю вам прочитать лекцию для товарищей Устинова и Малышева, чтобы они правильно понимали, в чем суть артиллерии». Ну, я поднимаюсь и говорю: «Слушаюсь. Будет сделано».— «Нет, нет, не надо откладывать. Делайте доклад сейчас же». Ну, я набираю воздуха и читаю трехчасовой доклад. Конечно, семь потов с меня сошло...»

«Нашу знаменитую пушку, красавицу ЗИС-З, мы делали без заказа, по собственной инициативе. Получилась удачная, хорошая пушка. 22 июля 1941 года я показывал ее во дворе Наркомата обороны Кулику и Малышеву. Ну, вертели они, смотрели. Потом Кулик говорит: «Нет, слушай, не нужна нам эта пушка. Давай нам эту... как ее?.. Ф-22». Что было делать? Я плюнул, и начали мы на заводе собирать линию и нашу красавицу без всякого утверждения клепать явочным порядком. Пушки эти пошли отлично, тысячи их уже воевали на фронтах, а они еще никем не были утверждены. Только 5 января 1942 года я наконец смог показать ее товарищу Сталину. Морозы тогда

были трескучие. Показывали мы пушку в Кремле. Народу набилось — тьма. Генералы, маршалы в папахах, в бурках, в бекешах. Ну, и я тоже, конечно, был одет добротно. А Иосиф Виссарионович, поверите ли, вышел в ботиночках, в шинелишке, в фуражечке — и хоть бы хны. Меня моментально оттерли, и все наперебой стараются дать Иосифу Виссарионовичу пояснения по пушке. Я хоронюсь сзади и только трепещу, как бы кто не напутал чего-нибудь. Товарищ Сталин обошел пушку, зашел со щитка и сказал: «Товарищ Воронов! Займите место наводчика, попробуйте наводить». А Воронов, спустя два года он стал Главным маршалом артиллерии,— здоровый мужик, да к тому же в папахе. Сел он за наводчика, так я ахнул: папаха его прямо-таки возвышается над щитом. Мы же не рассчитывали на таких крупных солдат. Ну, что тебе стоило — думаю — Яковлева посадить за наводчика, все-таки он ростом поменьше. А товарищ Сталин посмотрел и сказал: «Товарищ Грабин, вы создали артиллерийский шедевр. Только...» Тут он приложил к щитку три сложенных пальца. — Только вот щиток на три пальца...» Тут кто-то из подпевал возьми, да и брякни: «На сорок сантиметров...» Я похолодел: ой-ой —думаю — это же целых полметра! А товарищ Сталин улыбнулся и сказал: «Нет, нет. Товарищ Грабин меня понимает. На сорок миллиметров»...

Любопытно говорил Грабин о ге-нерал-полковнике инженерно-тех-нической службы Ж.Я.Котине — главном конструкторе танков KB и