Техника - молодёжи 1993-02, страница 40

Техника - молодёжи 1993-02, страница 40

Теперь об этом можно рассказать

Алексей КУЗНЕЦОВ

НАШИ ЛЮДИ ИЗ «МЕССЕРШМИТТА»,

или Досье агента «Прощай»

Газеты то и дело сообщают о высылке из западных стран наших «дипломатов» В период «холодной войны», в общем, было ясно за что. Но сейчас, когда политическая конфронтация завершилась? Ответ прост. В сентябре 1992 года на встрече с журналистами директор Службы внешней разведки России Евгений Примаков сказал примерно следующее: «Наша внешняя разведка, в том числе научно-техническая разведка, продолжает свою деятельность».

* * *

Место для убийства было вроде бы подходящее: обезлюдевший зимой подмосковный дачный поселок. Здесь он и решил избавиться от нее. Возможно, любовница знала лишнее. Не повезло и случайно появившемуся мужчине — свидетеля тоже пришлось убрать. Посчитав, что оба мертвы, убийца ушел. Но женщина оказалась жива. И в тот же февральский день 1982 года его арестовали — так подполковник вышел из большой игры.

Он начал карьеру в КГБ в конце 50-х годов, после окончания одного из технических вузов. Затем —Париж, охота за секретными западными технологиями. Командировка кончалась в 1970 году, и тогда французская разведка, уже державшая «дипломата» на примете, попросила своего соотечественника, торговца электроникой, который был с русским в приятельских отношениях и часто ездил в Москву, не терять с ним связи. Наш разведчик доложил о контакте с торговцем начальству и получил добро на продолжение знакомства — КГБ, в свою очередь, надеялся извлечь пользу из француза.

Несколько лет эта дружба тянулась для западной спецслужбы бесплодно. Но однажды офицер намекнул: коммунизм он уже ненавидит, а вместе с ним и Лубянку — готов работать на французов. Кодовым именем нового агента стало английское слово «Farewell», что значит «Прощай». Он оказался бесценным приобретением — постепенно передал сотни документов, раскрывших невероятный размах советского промышленного шпионажа, от которого не убереглась ни одна развитая страна. На русских работали, казалось бы, совершенно надежные люди.

Так, осенью 1984 года немецкие федеральные власти арестовали Манфреда Ротча — главу авиационного департамента фирмы «Мессершмитт - Бельков -Блом», крупнейшего в Западной Германии производителя вооружений. Обвинение — 17-летнее сотрудничество с КГБ.

Более роскошного места для шпионажа и не представишь. «Мессершмитт» участвовал в самых передовых научно-технических программах. Например, в совместном создании с итальянскими и английскими компаниями истребителя «Торнадо», который предполагался для НАТО одним из основных. Фирма производила также противотанковые ракеты НОТ и «Милан», а последние разработки включали бронебойные снаряды, немецко-французский военный вертолет, транспортный самолет, ракету воздух — воздух «Корморан». Некоторые сотрудники «Мессершмитта» имели доступ к передовой технологии НАСА, у самого же Ротча был допуск наивысшего разряда. Миниатюрной камерой он переснимал документы и чертежи прямо в штаб-квартире фирмы, а затем передавал информацию советским агентам в Мюнхене или за границей.

А вот другая нашумевшая на Западе история.

Для проведения своей последней операции некий Рихард Мюллер создал в Южной Африке шесть подставных компаний. Они сумели купить разрешенный к вывозу из США лишь при подробном обосновании уникальный суперкомпьютер VAX 11/782. Как было оговорено, громоздкий груз отправился «по назначению». Однако через некоторое время часть контейнеров оказалась в Швеции, другая — в ФРГ. Еще немного, и они попали бы в СССР А там, ни много ни мало, VAX стал бы управлять межконтинентальными ракетами или производством интегральных схем.

Но на этот раз Мюллера кто-то предал, и шведские таможенники перехватили контейнеры, а с ними тонну программного обеспечения и документацию по совершеннейшей американской полупроводниковой технологии. Правда, само оборудование для производства полупроводников (по сути, целый завод!) Мюллер вместе со шведом Хаакан-соном переправить успели.

Когда все открылось, Мюллера окре

стили на Западе «величайшим технобан-дитом всех времен». Но не поймали. Он бежал в ГДР и после пластической операции занялся прежней деятельностью. Возможно, продолжает ее и сейчас. Иностранные специалисты не сомневались, что именно использование западных достижений позволяло удерживать Советскому Союзу и его сателлитам военное равновесие с НАТО. Находились и доказательства. Идет, скажем, по Атлантике советский траулер, разбрасывает потихоньку акустические буи для слежения за подлодками. Какие-то море выбрасывает на берег. Исследуют их электронную начинку, а она как две капли воды похожа на заокеанскую. Или ракета, которой в 1983 году сбили корейский «Боинг». Западная печать писала, что она «до последней левосторонней резьбы» напоминала американскую «Сайдуиндер», украденную некогда с одного из западногерманских складов. Советская ракета «земля — воздух» САМ-7 объявлялась копией американской «Редай».

По натовским оценкам, в середине 80-х годов на вооружении нашей армии состояло около 150 систем, изготовленных с использованием американских технологий. По другим данным, 10% всей советской военной техники было точным повторением американской.

Когда «Farewell» был арестован и ждать его возвращения на волю уже не приходилось, французская спецслужба положила часть полученного из Москвы досье на стол президенту Миттерану. Сразу же — в апреле 1983 года - 47 советских «дипломатов» покинули Францию. И если для наших читателей и телезрителей эта массовая миграция так и оставалась загадочной, то для западных — через некоторое время все прояснилось. Весной 1985 года, когда пришла весть о казни подполковника, часть досье передали прессе. Так впервые была разглашена подробная, с именами, схема ор-

Плакат американской таможенной службы не только предупреждает о присутствии советских техношпионов, но и показывает, как они выглядят.

38