Техника - молодёжи 1993-09, страница 63

Техника - молодёжи 1993-09, страница 63

Однажды...

ИЗ БЫТА ИНТЕЛЛИГЕНТОВ

РАНЬШЕ...

Принимая посетителей в Гласной папате мер и весов, ее директор знаменитый Д.И. Менделеев (1834 — 1907) часто раздражался, когда ему, как шг?тскг>м} генералу оказывались знаки чинопочт_____шя.

— Ваше превосходительство...— начинал, бывало, посетитель.

— Что-что? — перебивал его Менделеев — Кого я превосхожу? Нет уж, зовите меня просто — Дмитрий Иванович.

...и ПОЗЖЕ

Лагерь, где находился в заключении выдающийся русский философ, богослов, ученый и инженер П.А.Флоренский (1882 — 1943), располагал превосходной библиотекой, которую, по слухам, реквизировали у Л.Б.Каменева, бывшего председателя Совета Труда и Обороны. Обычно к вечеру он наведывался в нее и просил дать что-нибудь почитать на сон грядущий. Библиотекарь, весьма уважавший

Флоренского и ценивший его редкую эрудицию, неизменно вопрошал, нарочито громко:

— А на каком языке, Павел Александрович?

И Флоренский, дабы подыграть, доставить ему удовольствие, неизменно отвечал:

— Да все равно...

Читая классиков...

КАК АКАДЕМИК ПОКАЗЫВАЛ АДМИРАЛУ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ

В многократно изданных у нас воспоминаниях академика А.Н.Крылова (1863 - 1945) приводится любопытный эпизод, когда в 1924 году он вместе с французским адмиралом Буи осматривал русские корабли, уведенные белогвардейцами в Бизерту. Представленный адмиралу как знаток кораблестроения, ученый не ударил липом в грязь. Вовсю расхваливая низкий силуэт и расположение артиллерии на линкоре «Генерал Алексеев», который первоначально назывался «Император Александр III», он главный сюрприз припас напо стедок.

«На «Александре III»,— писал Алексей Николаевич,— была одна особенность: броня была собрана не просто впритык, плита к плите, а на шпонках, сечением «двойной ласточкин хвост»; для этого на

броневом (Мариупольском) заводе был построен прочный и вполне точный шаблон той части борта корабля, к которому должна была прилегать броня, которая пригонялась таким образом вполне точно, плита к плите, без малейших щелей и уступов, неизбежных при обычной установке.

Когда мы подошли к трапу, я просил адмирала Буи обратить внимание на сборку брони, не указывая, как она сделана. Корабль стоял в Бизерте уже шестой год, ни разу не красился, так что вся краска и шпаклевка слезли, и пригонка броневых плит была отчетливо видна».

— Изумительно! — воскликнул француз — Я едва верю своим глазам!

И действительно: его глаза видели только чрезвычайно искусную пригонку брони, установленной самым обычным способом, ибо никакого шпоночного соединения на «Александре III» не было!

Как сообщает, основываясь на документах, историк флота И.Ф.Цветков, такое соединение брони было впервые применено на последнем из черноморских дредноутов — на «Им-

Досъе эрудита

ЗАНАВЕС-НЕПРОСТОЕ ДЕЛО

В 1855 году, приступая к восстановлению Большого театра после пожара, академик архитектуры Альберт Катеринович Кавос (1800 — 1863) задумал обширную программу работ по коренному переоборудованию знаменитого здания. Оставив от прежнего сооружения, созданного архитектором О.И. Бове, одни только стены, он увеличил высоту, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор, что позволило улучшить акустические и оптические возможности зрительного зала и его освещение (см. «ТМ», № 2 за 1993 г.).

От внимания Кавоса не ускользнула ни одна деталь порученной ему грандиозной работы. Он продумал все, начиная от квадриги с Аполлоном, венчающей фронтон портика, до уникального занавеса, который превзошел когда-либо созданные: его ширина составила 21,3 м (для сравнения: в крупнейшем в Европе неаполитанском театре «Сан Карло» — 17,5 м, а в

J&boc

миланском «Ла Скала» — 16,5 м).

Занавес, выполненный по заказу Кавоса венецианским художником Козрое-Дузи в виде грандиозной картины, стал достопримечательностью театра. На нем была изображена сцена из оперы М.Глинки «Жизнь за царя» — торжественная встреча русского воинства, возглавляемого К.Мининым и Д.Пожарским, у Спасских ворот Кремля в 1612 году Это замечательное произведение искусства просуществовало до 1896 года, когда было заменено новым, исполненным художником И.Андреевым по рисунку академика М.Бочарова «Вид на Москву с Воробьевых гор». В 1907 — 1910 годах сцену украшал за-

ператоре Николае I», строившемся в Николаеве уже в ходе первой мировой войны. «Введение нового соединения,— подчеркивает Цветков, — потребовало применения броневых плит без погиби в плоскости шпангоута. В связи с этим пришлось пересмотреть теоретический чертеж корпуса кораблей типа «Императрица Мария». В результате чего борт линкора «Император Николай I» в пределах главного броневого пояса сохранял плоскую поверхность даже в кормовой части, а загиб шпангоутных сечений начинался ниже кронштейна, поддерживающего броневые плиты». Всю работу по изменению теоретического

навес И.Савицкого с орнаментально-ландшафтным рисунком, а потом до 1923 года — занавес П.Лабиша с музами и Аполлоном на квадриге.

Между гем еще в 1919 году Малый Совнарком по ходатайству наркома просвещения А.В.Луначарского выделил 26 тыс.рублей для проведения конкурса на новый эскиз занавеса. Но хотя в нем участвовали такие мастера, как А.Бенуа, С.Коненков, И.Машков, К Петров-Водкин и другие, ни один из представленных эскизов не был принят; так что в 1923 году, во время постановки оперы Р.Вагнера «Лоэнгрин», прежний опускной занавес просто заменили раздвижным из золоченного бронзой холста.

Лишь в 1935 году художник Ф.Федоровский предложил новый тнавес с тремя революционными датами: 1871-й — год Парижской коммуны, 1905-й — год первой русской революции и 1917-й — год Великого Октября. Через 15 лет по его эскизам художник М.Петровский разработал новый рисунок полотнища: алый стяг, надпись «СССР», лира на фоне музыкальной фразы «Славься, славься, родная земля», а под ней зо-

60