Техника - молодёжи 1993-09, страница 67

Техника - молодёжи 1993-09, страница 67

Окно в прошлое

...Эскабры сблизились, и борта кораблей окутались дымом. Закричали раненые, пилетели в воду сбитые ядрами снасти. Грен-гамское сражение 1720 года между русским и швеоским флотами началось.

Перед командующим эскадрой князем Михаилом Голицыным стояла непростая задача. Опытных моряков — шведов следовало заманить в узости финских шхер и разгромить с помощью малого флота — галер, скампавей, бомбардирских судов. Умелыми действиями ему удалось сковать в теснине вражеские корабли. Не выдержав меткой стрельбы и абордажного приступа, шведы отступили, потеряв 4 фрегата.

За победу, приблизившую окончание Северной войны (1700 — 1721), моряков щедро наградили: офицерам достались медали из золота, унтерам — из серебра, рядовым — щедрое денежное пожалование. Голицын же получил шпагу с золотой рукоятью, украшенной алмазами. С нее и ведут историки хронологию пожалований драгоценным оружием в России.

Андрей ЛЯПУНОВ,

историк

ЗА ВАШИ ВЕРНЫЕ СЛУЖБЫ И ПРИЛЕЖНЫЕ ТРУДЫ

Клинками, «бриллиантами богато обложенными», под № 2 и 3 награждены победители турок в войне 1735 — 1739 гг. генералы-фельдмаршалы Б.К.Миних и П.П.Ласси. Последний в 1744 году получил (вместе с генералом Я.В.Кейтом) и вторую шпагу. После победы в русско-шведской войне 1741 — 1743 гг. им пожаловали за подвиги еще по одному экземпляру оружия. Ну а обладателем сразу трех шпаг стал генерал-аншеф П.И.Панин, брат выдающегося государственного деятеля и дипломата графа Никиты Ивановича Панина,— соответственно за участие в Кунерсдорфском сражении, государственном перевороте 1762 года и в подавлении пугачевского бунта.

Шпага — не подарок, а боевая награда сродни ордену. В грамоте генерал-лейтенанту Ф.Штофельну читаем: «За ваши верные службы и в бывшую последнюю с шведами войну прилежные труды всеми-лостивейше жалуем вас шпагою, которую при сем посылаем». Стоимость жалованного оружия непрерывно возрастала. Так, в 1743 году иноземный золотых дел мастер Йозеф Флейшкагель оценил выполненный им золотой кортик с бриллиантами в 4000 рублей. А через 22 года, после заключения Кючук-Кайнарджийского мира, увенчавшего войну с Турцией 1768 — 1774 гг., главнокомандующий фельдмаршал П.А.Румянцев удостоился почетной шпаги, за которую правительство заплатило 10 787 рублей. Инфляция? А может, просто бриллианты оказались крупнее...

Во времена Екатерины II и ее «орлов» (среди кавалеров был и граф А.Г.Орлов — брат фаворита императрицы и руководитель русской эскадры, направленной в Средиземное море против Оттоманской Порты) клинки стали украшать надписями. «За очищение Молдавии до самых Ясс» — красовалось на булате, принадлежавшем фельдмаршалу князю А.М.Голицыну.

До 80-х годов XVIII века драгоценным оружием отмечались чины не ниже генерал-майора. Во время войн России с Турцией 1787- 1791 гг. и Швецией 1788 — 1790 гг. право носить золотые шпаги с надписью «За храбрость» (правда, без алмазов и бриллиантов) получили и офицеры (от прапорщика до полковника). Считалось, что первым кавалером среди них стал капитан лейб-гвардии Преображенского полка Д.С.Дохтуров — будущий генерал и герой Отечественной войны

1812 года. Лишь в наши дни историки доказали, что приоритет у участников морского сражения с турками в Днепровском лимане в 1788 году. Тогда впервые произошло массовое награждение за воинский подвиг.

С наступлением же XIX века пожалования героев сразу десятками, а то и сотнями драгоценных клинков стало куда чаще. Понимая, что «массовость» снизит моральную ценность наград, царское правительство придало золотому оружию с надписью «За храбрость» официальный статус самого почетного офицерского знака отличия, наравне с орденом Георгия. А 28 сентября 1807 года Александр I подписал Указ о причислении офицеров и генералов, удостоенных золотых шпаг, к кавалерам русских орденов. В те же времена появился и «конкурент» — аннинское оружие.

Название идет от имени царевны Анны, дочери Петра Великого, вышедшей замуж за герцога Голштинии Карла Фридриха, союзника России в Северной войне. В память о горячо любимой жене, рано ушедшей из жизни, тот учредил орден святой Анны. Их сын в 1742 году был провозглашен наследником российского престола под именем великого князя Петра Федоровича. Императором Петр III пробыл, как известно, недолго, но права на гол-штинский трон не только сохранил, но и передал потомку — великому князю Павлу Желая втайне от матери — Екатерины II — одаривать орденами своих друзей (вспомним, только самодержец имел право награждать золотым оружием!), Павел предложил привинчивать аннинские орденские кресты к задним (непросматри-ваемым) чашкам шпаг. После его воцарения в 1796 году красно-белая «Анна» перекочевала на наружную сторону гарды. Первое официальное пожалование состоялось 23 января 1797 года. Кавалером №1 стал генерал-майор П.С.Ланской.

Другое именное оружие — георгиевское — появилось в России перед самым началом I мировой войны. К рукояткам шашек (они к тому времени вытеснили архаичные шпаги и сабли) крепились орденские кресты всех степеней. Статус золотого «Георгия» отличался наибольшим демократизмом.

Ну а как выглядели сами клинки? В XVIII — XIX вв. эфесы генеральские и офицерских шпаг делались из чистого золота, причем генеральские — украшались мелкими алмазами или даже бриллиантами. Шпаги были кавалерийскими и пе

хотными. Казачьих же командиров жаловали саблями. На их рукоятках красовались изумруды и яхонты. Позже гарды стали позолоченными, а число драгоценных камней уменьшилось. Что поделаешь, все дорожает...

Золото, как известно, всеобщий эквивалент стоимости и не подвержено старению и в прямом, и в переносном смысле. 8 апреля 1920 года Президиум ВЦИК учредил (хотя выдавать начали немного раньше) так называемое Почетное революционное оружие. На позолоченный эфес сабли или кортика наносился знак ордена Красного Знамени. «За особые боевые отличия, выказанные высшими начальствующими лицами в действующей армии» наградили всего 21 полководца. Первыми были главком вооруженными силами Республики С.С.Каменев и командующий Юго-Восточным фронтом В.И. Шорин (Указ от 8 августа 1919 года). А последнее награждение датируется 1929 годом, когда за разгром белокитайцев во время конфликта на Китайско-ВосточноР железной дороге золотой сабли удостоился комкор С.С.Востреиов.

Однако история драгоценного оружия на этом не заканчивается. В запасниках Музея Вооруженных Сил, Артиллерийского музея в Петербурге, других хранилищ хранятся великолепные образцы, украшенные самоцветами, благородными металлами, костью и инкрустациями,— дары иностранных государств, простодушных соотечественников и номенклатуры (от имени трудовых коллективов) Н.А.Булганину, А.А.Гречко, Л.И.Брежневу, Д.Ф.Устинову, другим партийным и государственным вождям выполнены очень тщательно, да и отделаны побогаче, чем клинки боевых командиров.

Старинная и красивая традиция не должна кануть в прошлое. И в наши дни совершаются подвиги во славу отечества. И как знать, может быть, мы вскоре станем свидетелями новой наградной церемонии? Кто наденет почетный клинок — российские ли спасатели, доставлявшие в блокированный войной кавказский город Ткварчал (Ткварчели) гуманитарную помощь и вызвавшие восхищение у видавших виды экспертов ООН; или летчики-испытатели, отстоявшие на салонах в Ле Бурже и Фарнборо честь и достоинство отечественной авиации?

Однако в любом случае нашим законодателям стоило бы поторопиться.

64