Техника - молодёжи 1987-12, страница 19

Техника - молодёжи 1987-12, страница 19

«ДРУЖБА»

В июле этого года экипажи судов, проходивших Гданьским заливом, видели изящный белый парусник, маневрировавший в стороне от морских дорог. Не многие знали, что здесь проводились испытания учебного фрегата «Дружба». Польские и советские специалисты проверяли, как судно держится под парусами и машиной, как действуют его механизмы. Словом, в те дни конструкторы, инженеры и рабочие гданьской верфи имени В. И. Ленина сдавали заказчику не только новое судно, но и серьезный экзамен — ведь ныне далеко не каждому судостроительному заводу поручают изготовление «пените-лей океанов».

Что же, теперь можно сказать, что «Дружба» выдержала проверку морем и ветром — советский капитан Константин Ковтун, принимавший фрегат, отметил, что он показал отменные ходовые качества. Вскоре над парусником подняли Государственный флаг СССР, и наш флот учебных судов пополнился новым кораблем, спроектированным с учетом последних достижений науки и техники и многовекового опыта корабелов и мореплавателей.

А пять лет назад воды Гданьского залива бороздил другой, точно такой же польский фрегат «Дар млодежи», старший брат «Дружбы». История его такова...

...Польские моряки по праву гордились «белым фрегатом» — трехмачтовым учебным парусником «Дар По-можа». Он был построен в 1909 году в Германии, а спустя два десятилетия его приобрела Польша для подготовки кадров торгового флота. Средства на покупку собрали жители приморских городов—отсюда и название фрегата. Уже в весьма почтенном возрасте «Дар Поможа» победил в традиционной регате учебных парусников «Операция Парус-72», но время взяло свое, и через несколько лет судно вывели из эксплуатации и передали Центральному морскому музею в Гданьске, где оно стало памятником корабельной архитектуры конца XIX — начала XX века.

Незадолго до этих событий, точнее 19 июня 1978 года, молодежь гданьского воеводства обратилась к своим сверстникам с призывом собрать средства на постройку нового учебного

парусника, наследника «белого фрегата». Пока в Гданьск шли добровольные пожертвования, инженер Зигмунд Хорень завершил работу над проектом, а 4 марта 1981 года фрегат «Дар млодежи» заложили на стапеле. Следующим летом его передали владельцу, Морскому училищу в Гданьске. Тогда он успешно попробовал силы в очередной «Операции Парус», потом сделал рейс в Японию, побывал в других портах мира и на разных широтах.

Советские специалисты внимательно изучили материалы о «Даре млодежи» и после международной выставки в Ленинграде «Инрыбпром-85» заказали гданьской верфи имени В. И. Ленина сразу четыре таких учебных парусника. Им предстояло заменить отслужившие свой срок учебные шхуны и баркентины финской постройки, о которых мы рассказали в N° 5 за этот год.

Учтя опыт эксплуатации «Дара млодежи», советские судоводители предложили несколько изменить первоначальный проект. В частности, по мнению капитанов дальнего плавания А. Чечулина и Г. Костецкого, следовало чуть уменьшить надстройки, увеличив свободное место на палубе, 22-местные кубрики для курсантов сделать более комфортабельными, 12-местными. Посоветовали перепланировать учебные классы и другие помещения, а на отдельных механизмах установить амортизаторы, уменьшающие шумность и вибрацию.

Вскоре на верфи имени В. И. Ленина началось строительство головного парусника, получившего символическое название «Дружба». Инженер М. Гвяз-да подчеркивал, что на стапеле были собраны те, кто работал на «Даре млодежи», это обеспечивало и качество, и быстроту выполнения заказа.

Чем же отличается «Дружба» от других советских учебных судов? Прежде всего типом парусного вооружения — это трехмачтовый фрегат. Напомним, что с конца 40-х годов у нас был только один учебный фрегат «Дунай», но полтора десятилетия назад он закончил службу.

«Дружба» — судно с неограниченным районом плавания, оно предназначено не только для морской практики курсантов, но и для научных исследований, и для участия в регатах.

Стальной, сварной корпус разделен на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками, простирающимися от второго дна до главной палубы. У машинного отделения и мачт он дополнительно подкреплен. Рубки и другие надстройки также выполнены стальными и сварными.

Мачты состоят из двух частей и слегка, на 4°, наклонены к корме, что, кстати, придает фрегату особую щеголеватость. Стоячий такелаж сделан из стальных тросов, тогда как бегучий — из мягких синтетических, причем тросы уподоблены снастям, которыми

пользовались матросы эпохи барков и клиперов. Из искусственного материала, дакрона, обладающего повышенной по сравнению с натуральной тканью прочностью, сшиты все паруса.

Фрегат оснащен и двигателем внутреннего сгорания — в его машинном отделении находятся два среднеоборотных, нереверсивных, восьмицилиндровых дизеля марки «Цигельски-Зульцер». Они работают на трехлопастной гребной винт (при плавании под парусами лопасти флюгируются, разворачиваясь так, чтобы оказывать минимальное сопротивление набегающему потоку) и на два генератора. Управляют судном не с помощью традиционного штурвала, а электрогидравлической рулевой машинкой, связанной с пустотелым балансирным рулем.

На «Дружбе» — самые новейшие навигационные системы и приборы, обеспечивающие безопасность мореплавания практически в любых погодных условиях. Однако, как свидетельствует печальный опыт морских катастроф, техника — не панацея от всех бед. Поэтому фрегат оборудован 56-местными спасательными шлюпками, размещенными на шлюпбалках скатывающегося типа (спуск на воду занимает считанные секунды), дюжиной надувных плотов, хранящихся в пластиковых контейнерах на верхней палубе, и таким же количеством спасательных кругов, оборудованных системой дымовой сигнализации.

Все служебные помещения — штурманская, радио- и ходовая рубки находятся на верхней палубе, а учебные классы, лаборатории и кубрики для курсантов и штатной команды — под нею.

...Итак, ходовые испытания нового советского учебного парусника позади. А пока этот номер журнала готовился к печати, подняло флаг второе судно серии — «Мир». Оба фрегата уже переданы мореходным училищам Министерства морского флота СССР в Ленинграде и Одессе.

В августе мне удалось побывать в Варшаве. Я встретился с редакторами популярного ежемесячника «Може» («Море»), и они рассказали, что польские корабелы уже приступили к постройке двух следующих фрегатов этого типа для учебных заведений Министерства рыбного хозяйства СССР. Предполагается, что их назовут в честь шлюпов, на которых в 1803— 1806 годах российские моряки совершили первое в истории отечественного флота кругосветное плавание,— «Нева» и «Надежда».

В 1950 году польские корабелы спустили на воду небольшой пароход «Первомайск», первое судно, построенное по советскому заказу. Теперь примером делового взаимовыгодного сотрудничества стала и серия учебных фрегатов.

Игорь БОЕЧИН

2 «Техника — молодежи» № 12

17