Техника - молодёжи 1987-02, страница 5

Техника - молодёжи 1987-02, страница 5
ДНЮ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

жей. В эти же дни ГКО и СНК СССР приняли постановления, поднявшие роль и значение обронительного строительства.

Перевозки людей, строительных материалов, грузов на оборонительные работы были приравнены к первоочередным воинским перевозкам. Личный состав, мобилизованный на оборонительное строительство, освобождался от мобилизации в действующую армию. Строительным управлениям придавались необходимые машины и механизмы.

Для эвакуации и воссоздания в восточных районах страны промышленных предприятий, кроме военно-строительных частей Главного военно-строительного управления при СНК СССР, были привлечены особые строительно-монтажные части Наркомстроя.

На строительство промышленных Предприятий, угольных шахт, нефтепромыслы, электростанции, в черную и цветную металлургию были направлены военно-строительные батальоны и колонны численностью 608,5 тыс. человек.

Все это позволило эвакуировать на Восток 1523 промышленных предприятия, в том числе 1350 крупных заводов и фабрик.

О том, как военными строителями возводились тогда на новых местах предприятия, рассказал хорошо писатель Федор Панферов в газете «Правда» от 7 ноября 1942 года. Есть там эпизод, где автор вместе с главным инженером строительства Василием Андреевичем Сапрыкиным осматривает стройку.

Я особенно обращаю внимание читателей на этот очерк. Он касается выдающегося нашего военного строителя генерала армии Александра Николаевича Комаровского.

«И вот площадка. Странно. Ни одной щепы на дорожках, ни одной лишней доски, бревна, кирпича... и какая-то тишина...

— Жаль, жаль,— говорю я.— Перерыв.

— Какой перерыв?

— Да ведь никого не видать.

Василий Андреевич, почесав седоватый висок, вдруг громко расхохотался:

— Милый мой. Вам надо, чтобы все грохотало, гремело. А хорошая машина никогда не гремит, не грохочет. Она идет как по маслу... Вы видите, вон там лежат балки? Это цех в лежачем положении. Через два дня балки будут поставлены на свои места.

— Где же вы научились так строить?

— Научились? Жизнь научила. Война научила. Александр Николаевич научил. Комаровский.

Мы вошли в громадное здание цеха. Все уже приготовлено к тому, чтобы дать сталь.

— И дадим. Через несколько дней,— прозносит кто-то баритоном.

Я оборачиваюсь. Чуть в стороне от нас стоит человек в военной форме, с

орденами на груди, невысокий, плотный, подтянутый.

— И дадим. Через несколько дней,— снова говорит он и, протянув мне руку, улыбаясь, добавляет:— Комаровский, начальник строительства».

Мне, коренному москвичу, как и каждому советскому человеку, особенно близко и памятно все то, что связано с обороной Москвы в суровые осенние дни 1941 года.

К строительству оборонительных рубежей были привлечены стрелковые подразделения, инженерные и военно-строительные части, местные строительные организации, население ближайших городов и деревень. Военным строителям приходилось выполнять поставленные задачи в крайне трудной обстановке. Многие тысячи людей, которые пришли на фронт, не имели представления о строительстве военных сооружений и объектов. Необходимо было в короткий срок из разнородной массы людей создать военные подразделения с крепкой воинской дисциплиной, обучить возводить сложные в инженерном отношении объекты.

Военные строители одновременно строили и учились. Уже в тот период на стройках широкое распространение получили «трудовые паспорта». На аккуратных дощечках писались фамилии тех, кто строил доты, дзоты и другие сооружения. Здесь же пожелание бойцам: «Беспощадно бейте врага, добивайтесь победы».

Более 3700 огневых сооружений, 325 км противотанковых рвов, свыше 1300 лесных завалов, сотни тысяч метров траншей и ходов сообщений выросли на подступах к нашей столице. Широкое использование этих укреплений помогло советским войскам выиграть оборонительное сражение под Москвой и в ходе контрнаступления отбросить противника на значительное расстояние, нанеся ему тяжелое поражение.

Предвидя возможность крупного наступления противника на сталинградском направлении, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о заблаговременной подготовке глубоко эшелонированной обороны. Ее решение было утверждено в октябре 1941 года Государственным Комитетом Обороны: между Волгой и Доном планировалось строительство трех оборонительных рубежей.

О том, с каким энтузиазмом, мужеством и стойкостью выполняли поставленную задачу военные строители, написано немало.

В районах Сталинграда и Астрахани военные строители и личный состав инженерных войск построили оборонительные рубежи протяженностью свыше 1200 километров. И это в лютую стужу, на свирепом степном ветру. Промерзший грунт лопате не поддавался, приходилось браться за лом и кирку, пускать в дело толовые шашки. Но даже в такой обстановке военные строители каждодневно выполняли по

полторы-две нормы. Пример в этой работе показывали коммунисты. Так, При оборудовании эскарпа коммунист сержант Койстра выполнил за день восемь норм, положив начало койстров-скому движению, участниками которого стали все военные строители.

Следует заметить, что именно на сталинградском направлении были широко применены на сооружении дотов и дзотов, наблюдательных пунктов сборные железобетонные конструкции, что в условиях зимы давало исключительный эффект.

Настоящим подвигом можно считать труд военных строителей при возведении оборонительных сооружений на Курской дуге летом 1943 года. Кроме линейных частей трех фронтов — Центрального, Воронежского и Степного,— к оборонительным работам были привлечены 27 управлений военно-полевого строительства и местное население. За три месяца была создана самая совершенная в инженерном отношении, лучшая за истекшие годы войны оборона. Весь выступ был покрыт сплошной системой траншей, окопов, противотанковых рвов, наблюдательных пунктов, блиндажей и убежищ. Возведено до 1,5 тыс. км противотанковых рвов, завалов и проволочных заграждений. Такого количества заграждений, применяемых в одной операции, еще не знала история войны. Если бы собрать всю землю, которую переместили только землекопы 22-го Управления оборонительного строительства, то получился бы сплошной вал высотой около 35 м и протяженностью 400 км.

Не могу не сказать добрые слова о воинах, совместно с населением выполнивших большую работу по строительству оборонительных рубежей вокруг Ленинграда. Каждый дом, каждая улица были подготовлены к бою. За это время было построено 23 оборонительных рубежа, отрыто более 700 км противотанковых рвов, 200 км эскарпов и контрэскарпов, 25 тыс. км траншей, установлено 150 км надолб, 635 км проволочных заграждений, создано 190 км завалов, построено 7500 дотов и дзотов.

При строительстве инженерных сооружений в городе умело использовались инженерно-дорожные сооружения, подземная коллекторная сеть, нижние этажи и подвалы зданий.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Ежемесячный общественно-политический, научно-художественный и производственный журнал ЦК ВЛКСМ

Издается с июля 1933 года

© «Техника — молодежи», 19S7 г.

3