Техника - молодёжи 1971-05, страница 62Выяснилось, что этот узор, украшающий рукавицу манси, тоже в стилизованной форме изображает мамонта... ...Посол австрийского императора хорват Сигизмунд Герберштейн, посетивший в середине XVI века Московию, писал в 1549 году в своих «Записках о Московии»: в Сибири «...имеется великое множество птиц и различных животных, каковы, например, соболи, куницы, бобры, горностаи, белки и в океане животное морж... Кроме того, Вес, точно так же белые медведи, волки, зайцы...» Кем был этот таинственный зверь Вес, долгое время никак -не могли понять комментаторы «Записок». А ведь еще из 1911 году тоболяк П. Городков писал в очерке «Поездка в Салымский край» («Ежегодник Тобольск, губ. музея», выпуск XXI за 1911 год), что у салымских хантов «щука-мамонт» называется «весь». Этот монстр был покрыт густой длинной шерстью и имел большие рога, иногда «весь» затевали между собою такую возню, что лед на озерах ломался со страшным грохотом. Не удивительно, что впечатлительный посол, наслушавшись рассказов о таинственном звере весе, занес его в разряд реально существующих животных наряду с медведями, волками, белками и соболями. Интересно, что чем дальше на восток мы идем по следам «земляных быков», тем больше находим в легендарном образе схожести с оригиналом — живым -и ископаемым мамонтом. Известный советский исследователь Чукотки и Дальнего Востока, этнограф В. Богораз сообщал, что чукчи и юкагиры видят в «рогах» мамонта не рога, а клыки-бивни, торчащие из носа и в крайнем случае растущие на плечах животного, -но никак не на голове. Очевидно, палеоазиаты — юкагиры и чукчи — одни из самых древних жителей се-веро-востока Сибири, да и нашей планеты, не раз находили не только бивни и скелеты мамонтов, даже целые мороженые туши этих живот ных, но и сохранили память о живом мамонте. Разумеется, это всего лишь предположение, но... Тот же В. Богораз приводит в своем известном труде «Чукчи» одну местную легенду, в которой рассказывается, как однажды были найдены бивни мамонта, торчащие из земли. Собравшиеся чукчи принялись бить в бубен и шаманить, произнося магические заклинания. И вот открытый костяк стал обрастать живой плотью, и люди ели мясо мамонта... А в 1897 году В. Богоразу случайно посчастливилось в одном из заброшенных юкагирских амбарчиков на реке Анюе найти оригинальную дощечку, окрашенную в два цвета — черный и красный. На черной стороне дощечки, видимо изображавшей потусторонний «подземный» мир, и был нарисован мамонт, причем в окружении «сегодняшних» животных. Впереди, наклонив тяжелую «лошадиную» голову с большими лирообразно изогнутыми бивнями, шествовал мамонт, за ним цепочкой следовали лошади и собаки, над мамонтом парили две птицы, с каким-то неясным рисунком между ними. Какое значение имел для юкагиров этот сюжет, выяснить не удалось, известно только, что дощечка применялась юкагирскими шаманами для призывания духов-помощников. В одном древнем предании, записанном в 1900 году, рассказывается о том, как однажды старый могущественный шаман вызвал «холбут ai6i» — «тень мамонта», взобрался с сыном на спину этой «тени» и заставил ее плыть по озеру... Только могущественный шаман-чародей мог «передвигаться» верхом на мамонте, и только ему, жрецу рода или племени, мог «п о в и н о в а т ь -с я» мифический зверь сибирских легенд... Маньчжуры считали мамонта огромной подземной мышью, обитавшей в северных странах под толстым слоем льда. Мясо этой мыши весило якобы 1000 фунтов и было вполне съедобным, а шерсть достигала нескольких футов длины... О мамонте же писал маньчжурский император Кан-хи, большой любитель и знаток старинной литературы: «Далеко -на Севере, в стране олос-сов (русских), близ моря, имеются мыши величиной со слона. Они живут в земле и умирают, едва лишь их коснется дуновение воздуха или луч солнца... Мясо этих животных холодно как лед... Зубы их сходны с зубами слонов». Видимо, Кан-хи хорошо знал древнекитайскую историческую и географическую литературу. По легендам китайцев, еще в древности узнавших о богатствах северных стран, в том числе и о загадочных животных «Страны тьмы», мамонт представлял собой исполинскую крысу или мышь — «тиен-ту», водившуюся на холодных побережьях Ледовитого моря. Китайцы полагали, что «тиен-ту» избегает света, живет внутри земли в темных пещерах и... производит землетрясения. Мясо «тиен-ту» считается съедобным и даже полезным для человека. А первым, кто сообщил миру о сибирских мамонтах, вероятно, был «китайский Геродот» — знаменитый древнекитайский историк и географ Сыма Цянь (188—155 годы до н. э.). В своих «Исторических записках» он сообщает, как ни странно, о представителях далекой ледниковой эпохи как о ныне здравствующих на севере Сибири: «Из зверей водятся... огромные кабаны, северные слоны в щетине и северных носорогов род». Действительно, нетрудно увидеть в этих животных мамонта и шерстистого носорога — древних вымерших гигантов, сведения о которых каким-то чудом дошли до Сыма Цяня. Можно предположить, что вмерзшие в сибирскую мерзлоту туши этих монстров видел кто-то из путешественников или торговцев мамонтовой костью ,и сообщил об этом любознательному ученому. Удивляет одно: почему Сыма Цянь не называет 1. Изображение мамонта в гроте Камба-релль. 2. Рисунок мамонта, найденный В. Богора-зом в 1897 г. в юкагирском амбарчике на р. Анюе (Анадырский край). 3. Рисунок мамонта из пещеры Хойт-Цэн-кер Агуй (Монголия). 4. Вылепленное из теста изображение «земляного быка» — «мув-хор'а», или мамонта, у казымских хантов. (Сообщение этнографа В. Сенкевич-Гудковой, 1937 г.) 5. Мамонт в ловушке. Изображение в пещере Фон де Гом (Франция). 6. Так называемый «Патриарх» из Зала Мамонтов в Руфиньяке (департамент Дор-донь, Франция). 7. Бизоны и мамонты — излюбленный сюжет художников далекого палеолита (Фон де Гом, Франция). 57 |