Техника - молодёжи 1971-05, страница 61

Техника - молодёжи 1971-05, страница 61

каких-то фантастических чудищ, соединявших в себе черты нескольких животных — медведя, бобра и како-го-то рогатого и клыкастого зверя с короткими лапами, таким же коротким и толстым хвостом, состоящим 'Из нескольких отростков, чешуйчатым туловищем и прямо торчащими ушами. «Ящеры» интересны тем, что нижняя их челюсть имеет форму загнутого кверху клыка или бивня. Разумеется, сей монстр мало походил на величавого жителя приполярных тундр и лесов. Можно полагать, что поводом для создания подобных изображений послужили, как и в позднее время, находки бивней мамонта, заставлявшие авторов этих изображений предполагать существование какого-то крупного, но не известного им животного. Комментатор «Сказания о человецех, незнаемых в восточной стране», известный русский историк и этнограф профессор Д. Анучин «ящера» Приуралья, как и мамонта, относил к числу легендарных подземных животных. Не о таком ли «гибриде» из нескольких зверей говорят сказания русского народа, например, известный «Азбуковник» (собрание И. Сахарова, 1849):

«Ноздрох-зверь приличен слону, а страшнее слона, уши у него медвежьи, а очи — под горлом, рога на губе, а рогами может великое древо искоренити».

Д. Анучин отмечал в «ящере» одну важную «идеологическую деталь», помогающую понять суть этого, видимо, ритуального изображения: «Зверь этот... изображался или в виде отдельных фигур, или в подножии антропоморфных и зверовидных фигур — «образков», как бы заменяя собою Землю... Тем не менее ящер представлялся все-таки способным к передвижению на себе других, более мли менее антропоморфных существ» (разрядка моя. — Г. Е.).

Рассказы о мамонте собраны и записаны у многих народов Западной и Восточной Сибири, есть они и у народов Восточной Европы. В знаменитой «Голубиной книге» можно прочесть такие строки, рисующие легендарного зверя Индрика русских сказаний:

Живет зверь за Окияном-

морем,

И рогом проходит зверь по

подземелью,

Аки ясное солнце по

поднебесью, Он происходит все горы

белокаменные, Прочищает все ручьи и

проточины, Пропущает реки, кладязи

студеные.

Когда зверь рогом

поворотится, Словно облацы по

поднебесью, Вся мать-земля под ним

всколыбается... Все зверья земные к (нему

приклонятся, Никому победы он не делает.

Англичанин Ричард Джемс, побывавший в 1618—1620 годах в Прибалтике и на Русском Севере, писал в своих заметках о чуди, эстах, лопарях, самоедах и черемисах. По поверьям эстов, «мамонт живет и ходит под землею, прочищает русла ручьев <и подземных рек». Совсем как в «Голубиной книге»!..

А теперь покинем европейскую Россию и совершим путешествие вслед за мамонтом: сначала в Западную Сибирь, к тем народам, у которых мы еще не бывали в поисках следов древнего животного, затем далее на восток. Кстати, мы, вероятно, повторим маршрут последних европейских мамонтов, покинувших когда-то Европу -и ушедших вслед за таявшим ледником в Сибирь. По крайней мере, так считают многие археологи-«каменщики», то есть специалисты по древнекаменному веку.

...Ссыльный казак-мазепинец Григорий Новицкий, автор одной из первых в мировой литературе этнографических монографий «Краткое описание о народе остяцком» (1715 г.), почти не сомневался в существовании мамонта — чудесного зверя остяцких и ненецких легенд:

«...Различно разумеють: глаголют же ненцыи звера сего быти земна, иже влагою земною живеть и в пещерах земных обретается, наипаче в влажных: сухого бо и зрачного воздуха блюдется зело, и глаголють, яко егда киим случаем пещера его опа-деть, и изыйдеть на воздух, в влажную же скоро не обратится пещеру, тогда воздухом скоро убивается и погибает и тако оставляет кости...»

Береговые н чцы-юраки называли

мамонта «кипахой». Другие названия мамонта в различных ненецких родах — «janhorei», «еггора», происходящие, по мнению большого знатока Зауральского Севера археолога В. Н. Чернецова, от искаженного «jan hora», где «ja» — «земля», а «Ьога» — «самец», что в целом означает «земляной бык». Южные соседи ненцев — манси (вогулы) и ханты (остяки) также называют мамонта «земляным быком».

Видимо, к заболотцам понятие «земляной бык» перешло от их северных соседей.

По рассказам ненцев, питался мамонт вначале растениями, когда жил на поверхности, и землей — когда перешел в ее недра. Там, где проходил этот громадный «земляной бык», образовывались реки и озера; где рыл землю — поднялись сопки

Магическая скульптура мамонта из Во-гельбердхаля в Вюртемберге (Германия).

и горы, пролегли овраги. Перед этим сильным и могучим зверем ненцы испытывали мистический страх, считая его своим священным животным (разрядка моя. — Г. Е.).

Некоторые народы Западной Сибири видели в мамонте не только подземное, но и подводное, и даже летающее животное, представляя его этаким гибридом (например, щуки с оленем, с лосем или медведем). Деревянные и металлические изображения «гибридизированных» мон-стров-мамонтов, аналогичные приуральским «ящерам» и Ноздроху — зверю русских сказаний, встречаются у многих северных народов.

1.

56