Техника - молодёжи 1987-02, страница 6

Техника - молодёжи 1987-02, страница 6

Разработкой новых конструкций оборонительных сооружений вместе с учеными города занимались генералы и офицеры Ленинградского высшего военно-морского инженерного строительного училища ВМФ (ныне Высшее военно-инженерное строительное Краснознаменное училище имени генерала армии А. Н. Комаровского) — генерал-лейтенант инженерных войск академик Б. Г. Галеркин, дивизионный инженер профессор Н. Н. Лукницкий.

Вообще необходимо отметить, что война хоть и испытывала нас, но она же и закаляла нашу инженерную мысль. Меня иногда спрашивают, какую черту в характере фронтовика-строителя я бы выделил. И я непременно отвечаю: обязательность. В боевой обстановке важно не только найти оптимальное техническое решение, но и сделать это точно к назначенному времени. И они находили и делали! Не считаясь ни с какими трудностями. Давайте вспомним: ведь менее чем за два месяца в непосредственной близости от врага был проложен подводный трубопровод по дну Ладожского озера. А бесчисленное количество мостов, возведенных под ураганным огнем буквально на всех больших и малых реках Европы от Волги до Шпрее? Среди этих мостов были поистине уникальные сооружения. Так, в боях за Крым осенью 1943 года саперами и военными строителями 4-го Украинского фронта был построен через Сиваш мост рамной конструкции на специальных опорах — «подушках» длиной 1915 м и сделана гать протяженностью более километра. Или взять строительство высоководного моста через Днепр в районе Кременчуга в мае 1944 года. Длиной 1437 м, с пролетами от 38 до 52 м, он был полностью из дерева. И таких примеров немало. Многое в нынешних достижениях строительной индустрии начиналось именно тогда, в грозной фронтовой обстановке.

Значительные силы военно-строительных организаций и частей были привлечены к выполнению программы восстановления хозяйств в районах, освобожденных от немецких оккупантов. Только в 1943—1944 годах были введены в эксплуатацию более 100 предприятий промышленности строительных материалов, Воронежская ГРЭС, завод «Ростсельмаш» и др.

Коммунистическая партия и Советское правительство по достоинству оценили труд военных строителей. Более 150 тыс. солдат, сержантов и офицеров были награждены орденами и медалями СССР.

В первые послевоенные годы, несмотря на колоссальные потери и огромные трудности, связанные с возрождением освобожденных районов СССР, мы оказали помощь народам Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии,

Чехословакии, Югославии, Албании, Австрии, Германии.

Огромная работа была проведена в Польше.

Известно, что в Варшаве незадолго до ее освобождения гитлеровцы с особой жестокостью расправились с восставшими и разрушили город. Осмотрев его, члены Военного совета 1-го Белорусского фронта доложили тогда Верховному Главнокомандующему: «Фашистские варвары уничтожили столицу Польши — Варшаву. С ожесточенностью изощренных садистов гитлеровцы разрушали квартал за кварталом. Крупнейшие промышленные предприятия стерты с лица земли. Жилые дома взорваны или сожжены. Городское хозяйство разрушено. Десятки тысяч жителей уничтожены, остальные были изгнаны. Город мертв».

Специально созданными в военно-строительных управлениях отрядами разминирования был начат сплошной поиск мин. В Варшаве основные работы легли на женский отдельный отряд разминирования. Восемнадцати-девят-надцатилетние девушки в ватниках со щупами и миноискателями метр за метром возвращали к жизни территорию. Сейчас даже трудно представить, чего тогда стоило им распутать самые изуверские сюрпризы фашистов, которые таили в себе смерть, прежде всего для детей.

К началу февраля 1945 года в основном было завершено разминирование польской столицы, снято, собрано и подорвано более 6 тыс. противотанковых, 419 тыс. противопехотных мин, огромное количество фугасов, снарядов, сюрпризов и авиабомб.

Дорожно-строительными отрядами 4-го и 21-го управлений оборонительного строительства восстанавливались дороги и мосты. В короткий срок поляки получили 132 восстановленных и 32 построенных моста через наиболее крупные водные преграды. В местах сплошных разрушений проложены были 38 объездов. В крупных городах военными строителями восстанавливались электростанции и линии электропередачи, водопроводы, коммуникации, заводы и фабрики. В Варшаве советскими людьми была пущена троллейбусная линия, по которой стали ходить московские троллейбусы. А на восстановленных текстильных предприятиях был налажен выпуск тканей.

Труд воинов-строителей снискал глубокую признательность польского народа. На открытии большого Краковского моста приматор города подчеркнул: «Поляки знают, что только дружба с советским народом поможет им создать сильную демократическую Польшу».

За большие заслуги 70-й военно-строительный отряд был удостоен тог

да почетного наименования «Варшавского».

Тяжелый урон был нанесен столице Венгрии — Будапешту. И здесь военные строители участвовали не только в разминировании и восстановлении промышленных объектов и жилых сооружений, но и всего подземного хозяйства города. Хотя Будапештский метрополитен из-за своей незначительной глубины и не играл существенной роли в обороне города, гитлеровцы устроили в нем завалы, баррикады, минные ловушки.

Невзирая на опасность, воины возродили его к жизни.

Навсегда остался в памяти жителей столицы Венгрии героический труд строителей, восстановивших мост через Дунай, соединяющий Буду и Пешт. Здесь работа велась днем и ночью. Военные строители, командиры, политработники и инженеры проявили максимум инициативы. Этот мост тогда уже стал символом дружбы.

Свой богатый опыт советские военные строители бескорыстно передавали создаваемым строительным войскам Народной Республики Болгарии. Была оказана помощь в укомплектовании техникой, строительными машинами и механизмами, инструментами, передана строительная технология и проекты. Память об оказанной тогда братской помощи, по оценке недавно побывавшего в СССР начальника строительных войск Болгарии генерал-полковника Васила Василева, и поныне жива в народе.

Помогли восстанавливать военные строители и освобожденную Югославию. Ущерб, причиненный гитлеровцами, был огромен: уничтожена пятая часть всего жилого фонда, две пятых югославской промышленности, 3,5 млн. югославов остались без крова. В Белграде всего лишь за две недели октября 1944 года было разминировано и восстановлено более полутора тысяч зданий и промышленных сооружений.

В послании к Советскому правительству И. Броз Тито писал: «Пользуясь случаем, я хочу еще раз подчеркнуть, как мы много обязаны Вам, непобедимой Красной Армии и советскому народу за всю помощь, которую получает от Вас наш народ».

В поверженной Германии воины управлений оборонительного строительства советских фронтов проявили невиданный гуманизм, возвращая к жизни тысячи объектов.

Немало было сделано советскими военными строителями в Австрии. Нормальную жизнь в Вене невозможно было наладить без восстановления мостов и дорог. Жителей ждал голод. Особенно важное значение имело восстановление разрушенного гитлеровцами моста в центре города. Обрушившись после взрыва, он раскололся на две час

4