Техника - молодёжи 1993-10, страница 27Русские космисты Рудольф БАЛАНДИН СО ВСЕМИ ДЛЯ ВСЕХ!Лишь дьа пути открыты для существ, Застигнутых в капканах равноьесьн: Путь мятежа и путь приспособленья... Благоразумным: «Возвратитесь в стадо!» Мятежнику: «Пересоздай себя!» Максимилиан ВОЛОШИН Воззрения Николая Федоровича Федорова (1828 — 1903) — удивительный сплав мистики и материализма. В них гармонично сочетались противоречивые черты, присущие русскому национальному характеру: категоричность суждений — с необычайной добротой и наивностью; трезвый взгляд на вещи и опора на правый смысл — со склонностью к мечтаниям, утопии; а еще — пренебрежение логикой и стремление во всем дойти до предела, в пропасть заглянуть, говоря словами Достоевского (у Федорова — бездна Космоса). И — чго особенно важно для нашей гемы — вера в безграничные возможности науки и техники, разумное преобразование земной природы, выход человека в космическое пространство, соединенные с не менее истовой верой в Бога, высший разум и высшую справедливость. Сочинения Николая Федоровича мало похожи на груды профессиональных философов. А ведь автор был библиотекарем высшей квалификации, энциклопедически образованным; о его начитанности и эрудиции ходили легенды. В сущности, он не излагал некую систему знаний, а проповедовал и пророчествовал. «Дело заключается в том,— писал он,— чтобы найти, наконец, потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь сообразно с ней. И тогда САМА СОБОЙ уничтожится вся путаница, вся бессмыслица современной жизни». Но почему непременно надо стремиться к некой общей цели? Не проще ли жить так, как живется, имея в виду собственные частные интересы? Что нам до всего человечества во вселенских масштабах бытия? Личное существование скоротечно, а потому —лови момент, борись за жизненные блага! Николай Федоров считал такую позицию недостойной разумного существа, пошлой и опасной, ведущей не только к постоянным конфликтам, но и к краху цивилизации. В человеке он видел прежде всего — микрокосм, крохотное воплощение Вселенной. По его твердому убеждению: «Космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом» (напомню: древние греки отож дествляли космос с мировым порядком, противопоставляя ему бессмысленный деструктивный хаос). Итак, являясь частью Природы, человек — во избежание роковых недоразумений и трагедий — обязан исполнять ее законы, действовать в соответствии с общим строем мироздания. Однако это вовсе не означает покорность, тупое приспособление к существующим условиям и текущим ситуациям. Напротив! «Повиноваться природе для разумного существа значит управлять ею, ибо природа в разумных существах обрела себе главу и правителя». Николай Федорович не заботился о доказательствах этого тезиса. И, пожалуй, поступал верно. Каждый человек имеет право выбора: приспосабливаться к окружающей среде или активно преображать ее и самого себя. (Для нашего времени задача осложняется, ибо приходится восстанавливать природные ресурсы и возрождать духовную культуру.) Но при всем при том Федоров постоянно подчеркивает: «Перед лицом космической силы умолкают все интересы, личные, сословные, народные». Какие же высшие космические ценности? Жизнь и разум. Он исходил из этого. Истина простая. Ведь и для микрокосма — каждого из нас!— они все те же. Но жизнь и разум — дар. Как ими достойно распорядиться? Если ты явлен на Земле не кристаллом, не цветком или деревом, не муравьем или воробьем, то должен же быть в этом какой-то смысл? По нынешним обыденным представлениям, тут никакой проблемы нет: старайся продлить свою жизнь (желательно, не мешая жить другим) и развивай свой ум. Что же еще? Федоров, как мы шаем, имел в вид> цели не ближайшие и преходящие, а дальние и вечные: жизнь — везде и для всех, разум— всеобщий. И тогда новый вопрос: справедливо ли помнить только ныне живущих? Можно ли забыть бывших и живших до нас и для нас; кто создавал прекрасные произведения искусства, литературы, науки; кто трудился, страдал и любил, кто, может быть, более достоин жизни, чем мы? Принцип Николая Федорова: «Жить нужно не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а СО ВСЕМИ И ДЛЯ ВСЕХ». Напомню: имеются в виду именно 24 |