Техника - молодёжи 1993-12, страница 11

Техника - молодёжи 1993-12, страница 11

Слева — схема, иллюстрирующая принятое в современной науке объяснение возникновения молний благодаря взаимодействию наэлектризованных водяных капель и ледяных кристаллов.

и рассеянными повсюду источниками энергии... Тут даже слово «ис-точник» неуместно, ибо речь идет не о «точках», а о волнах невидимого и неисчерпаемого океана.

Многое, что мы знаем о молниях, не выглядит из ряда вон выходящим. Все вроде бы вполне согласуется с привычными законами физической электродинамики. Прямыми измерениями и расчетами установлена сила тока молнии — десятки тысяч ампер. Узкий — шириной в несколько сантиметров — проводящий канал разогревается электрическим разрядом до 10 тыс. градусов за тысячные доли секунды. Раскаленный воздух рас

ширяется со скоростью взрыва, вызывая звуковые колебания — гром.

Столь впечатляющие цифры создают ложный образ избыточных колоссальных энергетических ресурсов. Реальность значительно прозаичней. По мощности (2 — 3 млн. кВт) все молнии, сверкающие в атмосфере, соответствуют... крупной электростанции! Только-то. Они рассеяны на огромнейших пространствах, а она является стабильным источником энергии. Во время обычной грозы природа расходует «впустую» (а на самом деле с немалой пользой для биосферы) электроэнергии совсем немного: примерно столько, сколько требуется на освещение и обогрев за этот период небольшого городка.

У Ремилия Федоровича есть еще одна оригинальная идея: будто и при землетрясениях проявляется все тот же эффект разрядки избыточной энергии электронного океана. На первый взгляд гипотеза кажется надуманной. Все-таки подземные удары изучены и объяснены. Их связывают почти исключительно с механическими процессами. Однако подозреваем ли мы, какие неожиданности может преподнести тернистый путь познания? Немало открытий было сделано неспециалистами, не подпавшими под гипноз научных авторитетов и привычных мнений.

Некоторые факты не исключают участие «подземных молний» в создании мощных ударных волн, вызывающих подземные толчки. Возрастание механических напряжений в кристаллических массивах, по-видимому, сопровождается электрическими явлениями. Вопрос только в том, насколько сконцентрирована электроэнергия и может ли она разрядиться «вспышкой»?

...Но какая цена всем подобным сомнениям и умозрениям перед лицом действительности? Вот ее очередной сюрприз. 2 апреля с.г. «Известия» на первой полосе опубликовали сенсационное сообщение: «Накануне Ванкувера Россия предлагает США совместный эксперимент с плазменным оружием»!

Упоминалось место проведения испытаний — тихоокеанский атолл Кваджелейк. Приводились технические схемы, по которым с помощью наземных микроволновых или оптических генераторов создается «плазмоид», сбивающий летящий объект. При этом не надо строить мощных электростанций — энергии нескольких десятков бы

товых аккумуляторов на каждый из мощных генераторов, входящих в комплекс, вполне достаточно, чтобы сделать такую защиту реальной. Супероружие, «как мы уже говорили, создано в России»! О сенсации заговорили многие средства массовой информации разных стран.

Правда, показанный на рисунке «модуль — основной элемент аппаратурных комплексов», ничего не пояснял: шкаф в два человеческих роста с параболической антенной, вот и все. Хотя вполне понятно, что если есть сверхоружие, то это — сверхсекрет.

Самое замечательное, что в статье упоминался автор проекта: академик РАЕН Р.Ф. Авраменко. Значит, его теоретические идеи и технические разработки восторжествовали?

Не тут-то было. Уникальный совместный эксперимент, предлагаемая стоимость которого была не слишком велика: 300 млн. долларов, не состоялся.

Некоторую ясность вроде бы внесла публикация «Инженерной газеты» (9.VII. 1993). В ней Генеральный конструктор систем предупреждения ракетного нападения и контроля космического пространства НИИ дальней радиосвязи А.А. Кузьмин категорически заявил: никакого супероружия «у России нет. И в обозримом будущем не предвидится», а весь проект — «это бред».

Однако и тут осталось слишком много недоговоренности. Кузьмин признал: «Действительно, на сотнях метров создавали плазменные разряды, отклоняя летящие объекты». Выходит, некоторые виды «плазмоидного щита» существуют. Значит, возможны и соответствующие «бластерные мечи». А уж могут ли такие щиты и мечи действовать в ионосфере или космосе — вопрос, пожалуй, не принципиальный.

К сожалению (или к счастью?), данный материал пока еще не подходит под рубрику «Впервые без грифа «секретно». Следовательно, нельзя сделать выводы относительно теоретических представлений Р. Авраменко об «электронном океане» и нетрадиционных способах добывания из него энергии. А каких-либо предварительных заключений делать не хотелось бы.

Единственное, в чем нет сомнений: молнии до сих пор, оказывается, могут резко стимулировать творческую активность ученых, вдохновляя на создание незаурядных гипотез и необыкновенных аппаратов.

9