Техника - молодёжи 1994-04, страница 17

Техника - молодёжи 1994-04, страница 17

Так выглябит ЦЕРН с высоты птичьего полета: вытянутый клин в левой части снимка — его основная территория. Белым цветом прорисованы кольца подземных ЦЕРНовских ускорителей. На переднем плане четко выделяются контуры женевского аэропорта.

ский Совет по научной политике от каждой из стран входят два представителя — ученый и политик. Что же Россия? С одной стороны, ее валовой продукт, а значит, и требуемый взнос, сами понимаете, каковы. С другой — «трудности переходного пе;Агода», о которых распространяться излишне. Руководители центра, мировое сообщество физиков все это прекрасно понимают и готовы идти навстречу. Но есть еще и устав ЦЕРНа, согласно которому страна с нестабильной экономикой обязана уплатить взнос за пять лет вперед...

Нет у нас сегодня таких денег. Потому и довольствуется Россия статусом ассоциированного члена, внося свою лепту чем может и когда может. Скажем, большие магниты LEP сделаны из ижорского железа, кое-какую оригинальную технику тоже привезли из России. На установках ЦЕРНа сейчас ведут исследования около сотни ученых и инженеров из Протвина, Дубны, Гатчины и других отечественных физических центров.

Их работу здесь высоко ценят (см. выше) и достаточно хорошо оплачивают: тридцати сотрудникам — из бюджета ЦЕРНа, остальным — откуда удастся. Принимают и наши делегации, к примеру, наиболее одаренных студентов-физиков.

Профессор Люсьен Монтанэ, ответственный за сотрудничество ЦЕРНа со странами Восточной Европы, говорил при встрече, что финансовые проблемы обязательно должны быть решены. Ведь Россия не обеднела и, как он надеется, никогда не обеднеет талантами, и не могут ее специалисты оставаться вне рамок европейской интеллектуальной элиты — это невыгодно всем!

Между прочим, известный физик академик РАН А.Н.Скринский входит в Совет по научной политике ЦЕРНа, несмотря на ассоциированное членство России Мы, как ни странно это сегодня звучит, Европе нужны. Оттого незадолго до нашей конференции приезжала в Протвино, под Серпухов, большая группа ученых и специалистов из ЦЕРНа (в том

числе и профессор Монтанэ), наметившая перспективы участия этой организации в продолжении строительства и оснащении большого серпуховского ускорителя.

Нужность номер два

В свое время меня поразило сообщение, что на связи с общественностью и прессой ЦЕРН ежегодно расходует без малого миллион швейцарских франков. В прошлом году эта сумма была, полагаю, заметно превышена — ведь центр стал главным спонсором конференции. Собрать научных журналистов всей Европы и вообще провести неделю научной культуры предложил Нил Калдер, возглавляющий в ЦЕРНе постоянную группу по тем самым связям — с общественностью и прессой.

Почему руководство центра не только одобрило, но и реализовало его идею, почему три нобелевских лауреата (К. Руббиа, С.Тинг, Ж.Шар-пак) охотно, как мне кажется, тратили на встречи и дискуссии с журналистами свое драгоценное время?

15