Техника - молодёжи 1994-04, страница 25

Техника - молодёжи 1994-04, страница 25

Сетка №2 и выполненный по

ней рисунок. «

человеческого «компьютера», Б.В. Раушенбах убедительно доказывает неизбежность плюрализма систем перспективы. Их может быть довольно много, все они равноправны, и выбор той или иной в процессе творчества зависит от культурной традиции, эстетических пристрастий, а то и просто от настроения художника. И этот вывод находит убедительное подтверждение в обширном материале, которым оперирует история изобразительного искусства.

В частности, доктрина о равноценности (с математической точки зрения) различных систем перспективы не позволяет объявлять одну из них «самой правильной» или «научной». Между тем подобные титулы неоднократно присваивались линейной перспективе, «бытующей» в европейском искусстве последние 500 лет. Ученый с такой позицией не согласен. Он реабилитирует врожденных творцов — детей, а также художников древности, Востока, примитивистов, не говоря уже о модернистах, словом, всех, кто видит мир по-своему и находит свои способы передать объемное пространство на плоскости картины.

Поскольку художники-реалисты изображают предметы очень похожими на их натурные прототипы, у неискушенного зрителя может появиться иллюзия, будто все размеры передаются на полотне строго про

порционально, то есть без искажений (Раушенбах предпочитает термин «ошибки»). На самом деле деформации длины, ширины, высоты или каких-либо сочетаний этих параметров неизбежны, как нельзя без разрывов распластать на поверхности стола картонную коробку. Какую бы систему перспективы художник ни использовал, он, стремясь точно изобразить что-то одно, непременно и притом в строго определенной мере искажает что-либо другое. Но сумма ошибок остается прежней! Это еще один установленный ученым закон, который можно рассматривать в ряду других: сохранения массы, энергии, импульса и т.п. Столь глубокое обобщение как раз имелось в виду, когда вначале шла речь о 10-кратном запасе знаний при создании общей теории.

Еще более отрадно, что есть прибыток и для практики. Опираясь на исследования Б.В. Раушенбаха, Е.С. Тимрот, преподавательница Московского художественного института имени В.И. Сурикова, предложила для упражнений своим студентам пространственные сетки, построенные по трем различным системам перспективы. Посмотрите, как выглядят рисунки сводчатого строения, выполненные по двум сеткам с одной и той же точки зрения.

Они сильно отличаются друг от друга. На первом горизонтальные плоскости изобра

жаются верно, ошибки же «падают» на стены. Последние вытянуты по высоте, колонны и фигуры удлинены. Такой прием подходит для передачи в картине возвышенного настроения. Во втором варианте рисунка использована сетка, типичная для линейной перспективы — она-то и получила широчайшее распространение, после того как ее ввели в художественную практику выдающиеся итальянские мастера эпохи Возрождения.

Прямые линии сетки № 2 сходятся в одном центре, поэтому такую систему перспективы нагывают еще центральной. Но и у нее встречаются разновидности. К примеру, точек схода может быть несколько, что не только не возбраняется, но даже очень удобно при изображении, скажем, удлиненного строения со многими примыкающими друг к другу сводами. Иллюстраций подобного рода тонкостей мы не даем, однако и не скроем, где заинтересованный читатель может их найти. Ему следует разыскать изданный 20 лет назад «Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги» (автор Н.А. Атабеков) и внимательно проштудировать статью «Перспектива».

Всем, кто из любопытства или по профессиональной склонности интересуется проблемой передачи пространства и объемов на плоскости, мы рекомендуем не только новейшее исследование академика Б.В. Раушенбаха, но и всех названных в статье авторов. В дисплейно-ком-пьютерный век иные мысли, высказанные на эту тему даже старыми авторами, предстают на удивление свежими и актуальными.

хотя телеэкран проецируется на сетчатку как четырехугольник, у которого одна сторона сокращена по сравнению с другой, он все же будет представляться правильным прямоугольником. Наконец, предельно простой пример: ваша ладонь выглядит одинаковой с расстояний и 10 и 20 см.

Итак, информация, полученная на сетча-точном уровне, трансформируется, в результате чего мозг воссоздает свое, особое пространство, пространство видения. Академик Раушенбах назвал его перцептивным. Существенная новизна исследования ученого состоит как раз в том, что получена математическая зависимость, описывающая преобразование реального пространства в перцептивное. Зависимость эта количественно выражает работу мозга, растягивающего малый сетчаточный образ удаленного предмета. Имея же закон функционирования скрытого под черепной коробкой

Сетка М 1 и выполненный по ней рисунок. ►

23