Техника - молодёжи 1994-04, страница 45Институт человека Рудольф БАЛАНДИН РИСКОВАННЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ РАЗУМАК числу феноменов, не имеющих убедительных научнмх объяснений, относятся спорные или сомнительные (телекинез, телепатия, полеты в астрал, ясновидение и т.п.), а также более-менее достоверные (вещие сны, озарения, интуиция вдохновение). За четверть века к по-слеАЧим добавился и еще один, который хотелось бы назвать «наркопознанием». Известен он с древнейших времен, но лишь теперь стал достоянием науки. ...Обширнейшая область подсознания зияет темными океанскими глубинами, из которых появляются загадочные, а порой пугающие химеры. И один из способов пробудить активность нашего скрытого Я — использование наркотических препаратов. Они не только искажают, подавляют деятельность рассудка, но и вызывают ряд эффектов, не имеющих объяснения в рамках традиционной науки. Наркознание против наркомании Что такое наркотик? Это —яд, разрушающий не только тело, но и душу. Он деформирует структуру личности, превращая человека в безвольное, опустошенное, рабски зависимое от «наркоты», быстро стареющее и безвременно умирающее создание. Это — добровольная шизофрения, отрешение от реальности, духовное самоубийство. В то же время наркоз явился революционным достижением в медицине, позволившим проводить сложнейшие операции, спасая жизнь множества людей. А Тем, кто обречен на невыносимые муки и смерть, например, на завершающих стадиях раковых заболеваний, он скрашивает последние дни и часы пребывания в этом мире. Молодых людей наркотик обычно притягивает как наилегчайший способ испробовать новые непривычные ощущения. В общем, похоже на библейскую историю Адама и Евы, соблазненных дьяволом. Многие из начинающих наркоманов искренне полагают, будто проводят всего лишь безобидные опыты перехода в «измененные состояния сознания» (ИСС), от которых нетрудно отказаться. Надо ли говорить, что это не более чем самообман, облегчающий наркотическому «змию-искусителю» одержать безоговорочную победу и завладеть еще одной «заблудшей душой». Тем не менее немало настоящих исследователей — не из пошлого любо пытства, а ради научного познания! — испытали на себе действие опасных препаратов. Например, 120 лет назад Н.Н.Миклухо-Маклай провел в Гонконге экспериментальное курение опиума, естественно, под наблюдением врача и с соответствующими записями. Накурившись, как говорится, до одури, он затем вспоминал, что ощутил нечто подобное погружению в блаженную нирвану, отрешившись от всех желаний и забот: «...Теряешь свое «я». Это чувство покоя и безустремленности так заманчиво и приятно, что хотелось бы никогда не освобождаться от этого состояния». Впрочем, подобный соблазн не возымел никакого действия, ибо Николай Николаевич обладал сильной волей и ясным разумом. Повторять эксперимент он не стал, а отправился изучать неведомые земли и народы. В прошлом веке медики использовали наркотики для борьбы с алкоголизмом. Однако в некоторых случаях пациенты попадали «из огня да в полымя». Об этом убедительно свидетельствовала, например, книга «Исповедь англичанина, употреблявшего опиум», изданная в Петербурге в 1834 году. По словам автора: «Вино отнимает у человека чувство самопознания, опиум делает оное сильнее, ощутительнее». В первое время он испытывал приятные переживания, воображал яркие образы. К нему возвращались давно забытые эпизоды детства, он видел, почти как наяву, события далекого прошлого. Ему открылась неожиданная истина: ничто в жизни не проходит бесследно; как звезды, исчезающие с небосвода при свете дня, остаются в космическом постранстве, так все былое хранится в потаенных уголках памяти, и надо лишь суметь извлечь его оттуда, чтобы пережить заново. Увы, вскоре пришлось испытать страшное разочарование. Оказалось, что бездны подсознания хранят не только яркие картины, но и поистине адские ужасы. Несчастного стали мучить кошмары, терзали омерзительные чудовища, преследовали мертвецы, его приносили в жертву и сжигали. Он пытался не спать, отказаться от опиума, но тогда начинались физические муки, нестерпимые головные боли... Такова обычная картина развития наркомании. Она наглядно демонстрирует две стороны бытия: условно говоря, добра и зла. Создается впечатление, что соответствующие образы и чувства не возникают из ничего, а вырываются на свободу из-под строгого контроля разума. Микрокосм нашей личности, подобно окружающему материальному миру, является средоточием самых разных сил — созидательных и разрушительных, светлых и темных, животворных и смертоносных. Обо всем этом люди знали испокон веков. Они использовали ИСС для различных целей, в частности, для ритуальных таинств и познания. Приблизительно тогда же, когда Миклухо-Маклай проводил свой «опиумный эксперимент», в Индии произошел такой случай. Выдающийся религиоз- Это — не сюрреалистическая фантазия. Подобный причудливо деформированный образ человека наблюдал чешский художник во время ЛСД-сеанса. ный мыслитель и общественный деятель Рамакришна встретился с известным актером и драматургом Гириш Чан-дрой Гошем. Служитель муз был забулдыгой и гулякой. Под влиянием винных паров он оскорбил мудреца и услышал в ответ: — По крайней мере, пейте во славу бога! Может быть, он тоже пьет. Пьяница, изумленно разинув рот, спросил: — Почему вы так думаете? — А если бы не пил, то как бы мог создать столь сумбурный мир? Рассказав этот эпизод, Ромен Роллан добавил, что потрясенный Гош, в конце концов, стал одним из рьяных учеников Рамакришны, а умирая, произнес: — Безумное стремление к материальному — устрашающая завеса. Убери ее с моих глаз, Рамакришна! Беда только в гом, что и погружение в нематериальные миры может также привести к безумию, стать завесой, уродливо искажающей реальность. Нормальному человеку приходится постоянно балансировать между двумя крайностями. Будем помнить: наркознание — иссле- 43 |