Техника - молодёжи 1994-07, страница 48

Техника - молодёжи 1994-07, страница 48

Вокруг земного шара

ВОКРУГ СВЕТА - ЗА 79 ДНЕЙ 6 ЧАСОВ 15 МИНУТ И 56 СЕКУНД. Трудно сказать, почему французы так неравнодушны к парусным гонкам по морям — по океанам... почему пару лет назад группа моряков — соотечественников Жюля Верна, загоревшись идеей превзойти подвиг его литературного героя Филеаса Фогга, пообещала приз в $150 ООО экипажу любого плавсредства которое обогнет под парусом земной шар менее чем за 80 дней (официальный рекорд—109). Но 31 января прошлого года в кругосветное плавание отправились три судна из разных стран, а финишировало одно - разумеется, французское — катамаран Commodore Explorer под командованйем бретонца Бруно Пейрона. Отважная пятерка преодолела около 28 тыс. морских миль со средней скоростью 14 узлов — притом на легком гоночном суденышке, лишь слегка модифицированном для океанских условий. По признанию капитана, ТАКОЕ плавание не забудется до конца дней... К примеру, 18 февраля катама

ран угодил в «совершенно неописуемый» шторм — волны вздымались на добрые 20 м. На траверзе мыса Горн ураган со скоростью 84 узла понес беспомощное судно на скалы Тьерра-дель-Фуэго, и только резкая перемена направления ветра спасла жизнь команды. Кашалот проломил один из корпусов, но моряки ухитри

лись заделать щель длинои 2,5 м, не прерывая гонки. Словом, как выразился новозеландец Питер Блейк — чей парусник сошел с- дистанции на 26-й день из за повреждения ниже ватерлинии,— великий Жюль Верн, несомненно, остался бы доволен!

ЗАЛЕТНАЯ СКАНДАЛИСТКА ШВЫРЯЕТСЯ КОМЕТАМИ Ученые Калифорнийского университета, заново оценив уже известные данные о Солнечной системе, пришли к выводу, что в ней, помимо нашего светила, изредка командует хотя и удаленная, но крепко привязанная к нему путница жизни — тоже звезда. Вращаясь вокруг Солнца по чрезвычайно вытянутой орбите, она раз в 28 млн. лет подлетает к его семейству, что для последнего чревато если не полным разором, то крупными неприятностями... В частности, залетная, швыряясь огромным количеством комет, является подлинной причиной катаклизмов земной эволюции и — не исключено — рано или поздно вообще покончит с жизнью на нашей планете. Впрочем, возможность подтвердить или опровергнуть данное предположение представится не ранее 15 ООО ООО года

ЛАЗУТЧИК В СТАНЕ САРАНЧИ. Довольно неожиданный эксперимент затеял профессор Вольфрам Куч из университета в Констанце (Румыния). Отловив 6-сан-тиметровый экземпляр пустынной саранчи, он укрепил на его туловище специально сконструированный миниатюрный передатчик — и выпустил насекомое на волю. Теперь хитроумный ученый по пеленгу скрупулезно фиксирует передвижения шпиона поневоле с целью определить алгоритм поведения злостных вредителей сельского хозяйства.

ВПЕРВЫЕ В МИРЕ ПОЛУЧЕНЫ СНИМКИ ВОЛН, которые образую ся на поверхности кристаллов при столкновении электронов с «посторонними) атомами, затесавшимися в его решетку. Увидеть и сфотографировать этот процесс удалось сотрудникам Калифорний

ского исследовательского центра IBM при исследовании поверхности сверхчистой меди с помощью растрового туннельного микроскопа (см. фото). Кроме наглядной демонстрации дуализма материи, новая методика получит и практическое применение — для выявления микродефектов кристаллов, производимых промышленным способов

ЦВЕТОМУЗЫКА КАМЕННОГО ВЕКА? Стивен Уоллер, член Американской ассоциации по изучению искусства палеолита, исследовав десятки пещер, расписанных первобытными жителями Европы, Северной Америки и Австралии, пришел к прелюбопытнейшему выводу. Оказывается, доисторические живописцы для своих «полотен» выбирали участки, отличающиеся не совсем обычным эхом, связывая при этом изображение со звуком. Так, если подле рисунка антилопы, сделанного в неглубокой пещерке с козырьком (Австралия), ударять камнем о камень, хлопать в ладоши или даже ритмично вскрикивать, то эхо напоминает стук копыт. Измерения показали, что в укрытиях, использованных для «экспозиции» произведений искусства, отраженный сигнал превышает уровень фона в среднем на 8 дБ; в обычных же, которыми художники пренебрегли оставив их стены чистыми,—лишь на 3 дБ. Выходит, австралийцы — в отличие от своих коллег с других континентов — умело пользовались свойствами скальных козырьков как параболических отражателей, фокусирующих и значительно усиливающих звук.

Что до глубоких пещер, то в них аналогичным образом можно имитировать бег целого стада бизонов или буйволов: например, в известных Ласко и Фонт-де-Гом (Франция) сила эха достигает 23 и 31 дБ соответ

ственно. Стоя на расстоянии не менее 30 м от стены, исследователь слышал «звуковое сопровождение» как бы исходящим из центра росписи; если же подойти ближе, то эффект пропадает, ибо отраженный звук быстро сливается с первичным. Интересно что для рисунков крупных кошачьих избирались самые тихие пещеры, где изображения «звучат» с силой от 1 до 7 дБ, а пустые стены практически немы. По-видимому, сочетая два вида искусства —изобразительное и, так сказать, музыкальное,— первобытный человек пытался по-своему воздействовать на окружающий мир — скажем, привлечь и приумножить объекты будущей охоты.

Звукозаписи эха вместе со слайдами соответствующих изображений, продемонстрированные Уоллером на конференции в Кэрнсе (Австралия), специалисты сочли «довольно убедительным доказательством», и окрыленный искусствовед намерен продолжить оригинальное исследование.

ПРЕСЛОВУТЫЙ «ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ» знаком каждому, кто имеет дело с техникой: исправный, казалось бы, агрегат злостно отказывается работать в момент ответственной проверки, зато неисправный немедля начинает бодро (увы, временно!) функционировать, как только к нему подступается ремонтник... Приняв вЬ внимание проверенную поколениями примету, компания «Крайслер» разработала MDS Cp-Pilot - компактное, подключаемое к при-

Ж I

46