Техника - молодёжи 1994-08, страница 40АНТОЛОГИЯ ТАИНСТВЕННЫХ СЛУЧАЕВ Первые представления о воздействии взгляда на косную и живую материю сложились в незапамятные времена. Не случайно словесные конструкции типа "сглазить", "убить взглядом", "дурной глаз" и т.п. встречаются практически в любом языке. Что это -красивые словосочетания, или же тут, как говорится, что-то есть? Между прочим, древнегреческий мыслитель Платон (427 - 347 гг. до н.э.) считал зрение соединением света ("огня"), истекающего из глаза, со светом, проникающим в глаз извне. Сходные представления лежат в основе ряда мифов и легенд. Вспомните о сестрах Горгонах - крылатых клыкастых чудовищах, покрытых чешуей, со змеями вместо волос и взором, превращающим все живое в камень. Экспонат той же коллекции - мифический змей Василиск, описанный Плинием Старшим в I веке нашей эры и наделенный способностью убивать не только ядом или дыханием, но и взглядом. Позднее, в 1553 году, известный европейский ученый Корнелиус Агрип-па в работе "Оккультная философия" писал: "В Тартарии, в Иллирии и у Тарибаллов есть женщины, которые умерщвляют всех тех, на кого они смотрят в гневе. Также женщины, населяющие Родос, посредством своего взгляда все изменяют к худшему". Кстати, на Руси исстари был известен способ защиты домашней скотины от ущерба и смерти, от недружелюбного взгляда. Для этого к шее или ноге животного привязывали красную ленточку, якобы отвлекающую на себя внимание носителя "дурного глаза". Такое средство до сих пор кое-где считают эффективным. Есть более поздние свидетельства исследователей и путешественников о том, что человеческий взгляд способен убивать или причинять иной вред. Так, наша соотечественница Елена Петровна Блаватская в работе "В пещерах и дебрях Индостана" пишет, что йоги в результате длительных тренировок обретают дар, именуемый "вазитва" -то есть умение укрощать и даже убивать диких зверей одним взглядом. О том же сообщает и француженка Александра Давид-Ноэль ("Мистики и маги Тибета"). Отечественный разносторонний ученый Борис Федорович Поршнев в труде "О начале человеческой истории" отметил: "Не упускала ли до сих пор наука о происхождении человека из виду гигантские возможности активного воздействия высокоорганизованных предков человека на нервную деятельность? Если змеи "гипнотизируют" обезьян, то почему бы отказать высшим приматам, в свою очередь, в чем-то подобном. У них степень подвижности нервных процессов выше, чем у других животных. Почему бы не применить это преимущество, не использовать слабые стороны нервной деятельности и поведения других видов. К сожалению, нигде не обобщены широко известные, но разрозненные сведения, что хищники не могут долго выдерживать взгляд человека. Не остаток ли это древней адаптации? РОСЦИУС ВДЛНД ВАСИЛИСКА Представим себе, что, еще не умея говорить меж собой, троглодиты могли адресовать каким-либо животным зримые или слышимые сигналы типа интердикции, которые в нашей сегодняшней речи преобразовались во что-нибудь вроде "кыш", "фу", "брысь". Наверное, теперь лучше всего обратиться к свидетельствам очевидцев - дабы читатель самолично убедился в том, что обсуждаемый феномен действительно существует, а не выдуман учеными или мистификаторами. Вот какой случай описан в книге И.Купчинского "Таинственное и непонятное (рассказы из слышанного и виденного)", изданной в Москве в 1904 году. "Это было в Крыму... На одной из станций мне пришлось встретить приезжего, я только что приехал, а он выходил из станционной конторы, чтобы ехать. На глазах его была повязка, как бы защита от света. Полагая, что он страдает глазами, я, имея при себе хорошее средство от воспаления глаз, предложил его ему. - Благодарю вас, - сказал незнакомец, - у меня такая болезнь, что никакие средства мне не помогут. - Но вы попробуйте мое средство, если и не поможет, то и вреда не принесет. - Ах, - улыбнулся он, - да я и завязал глаза, чтобы, проходя двором (здесь птицы домашней много), не взглянуть на кур, они попадаются на каждом шагу. - Я вас не понимаю, - сказал я, глядя на него с удивлением. - Знаете ли, какие у меня глаза? Мне стоит пристально посмотреть на птицу, и она падает мертвой. - Прекрасно, так вам можно обходиться без ружья и собаки; или по крайней мере без ружья, - пошутил я. - Вы шутите, а между тем я говорю вам серьезно, что это правда; не желаете ли испытать? - Конечно, от этого я не откажусь. - В таком случае пойдемте, но с уговором: вы заплатите за убитую моим взглядом птицу ее хозяину. Я согласился с ним, и мы вышли на крыльцо; возле него ходило несколько кур. - Укажите любую. Я указал на самую проворную. Незнакомец устремил на нее пристальный взгляд, и что же? - курица моментально присмирела, стала вялой, повесила голову, задрожала и упала. - Вы ее усыпили! - вскричал я, бросаясь к курице и взяв ее на руки. - Нет, она убита. Признаюсь, я и сам не рад силе своих глаз; но они без моей воли приносят вред, да что будешь делать? До свидания, - проговорил незнакомец и уехал. Курица так и не ожила". Вот еще одно не менее интересное свидетельство, взятое из английского журнала "Light" (№ 426, март 1890 г.). "В эпоху Второй империи на сцене Императорской итальянской оперы в Париже любимцем публики был певец Массоль. В частной жизни человек этот отличался угрюмым характером и имел отталкивающую наружность. Особенно всех поражал неприятный блеск его глаз. Умственные способности его были весьма ограниченны, но голос -в высшей степени музыкален, так что Массоль пользовался успехом; многие французские аристократы находили в его пении почти демоническую чарующую прелесть. В только что поставленной в одном из сезонов опере Галеви "Король Карл Шестой" была партия Массоля. Избранная на этот раз роль как-то особенно соответствовала ему, и особо впечатляюще он исполнял арию "Проклятие" - публика часто требовала повторения. Однажды на спектакле произошел странный и необъяснимый случай. Массоль пел "Проклятие" с возведенными к потолку глазами; не успел стихнуть шум рукоплесканий, как машинист, передвигавший во время арии декорации неба, упал. Когда бросились к нему на помощь, он был уже мертв. Происшествие это так тягостно подействовало на артистов и зрителей, что оперу долго не давали. Спустя некоторое время ее возобновили, и Массолю пришлось снова участвовать в спектакле. Воспоминание о неожиданной смерти невольного слушателя, видимо, было еще слишком свежо, и на сей раз, исполняя арию, певец не решился подымать глаз. Но в какой-то момент его взгляд случайно задержался на капельмейстере - последний почти сразу почувствовал себя дурно и на третий день умер от необычного нервного приступа. Прошло несколько месяцев, прежде чем парижская публика снова смогла услышать оперу; когда объявили роковую арию, все в страхе ожидали нового несчастья. Массолю посоветовали петь, глядя на заранее намеченную пустую ложу. Он согласился. Позднее оказалось, что ложу занял приезжий купец из Марселя, опоздавший к началу представления и явившийся как раз к "Проклятию". Через несколько дней любопытство парижан было удовлетворено известием о внезапной смерти купца. После этого оперу навсегда сняли с репертуара, а Массоль в 1858 году покинул сцену". Позволю себе привести отрывок из письма, полученного мною недавно от читательницы, как оказалось, наделенной этим ужасным даром. Вот что она пишет: "...Я понимаю, что Вам тяжело отвечать на такие письма. Расскажу немного о том, что я испытываю во время ЭТОГО. Во-первых, о моих глазах. Мне неудобно об этом говорить, но многие их боятся. Боятся моего взгляда. Я впервые узнала об этом, когда мне было 19 лет. Узнала от поварихи детского сада, в котором тогда работала. Она была уже в возрасте. Взгляда моего боялись и дети. Я никогда не била детей. Мне Техника — молодежи 8' 94 —щя |