Техника - молодёжи 1994-09, страница 18

Техника - молодёжи 1994-09, страница 18

ВОПЛОЩАЕТСЯ

ИДЕЯ

Каменный, бронзовый, железный века — таковы крупнейшие периоды в истории материальной культуры. Последний из них наступил "в основном в начале I тыс. до н.э." — примерно так написано в любой энциклопедии. И до сих пор продолжается! — гордо комментируют металлурги. Ведь суммарное мировое производство черных металлов ныне приблизилось к миллиарду тонн в год. А, скажем, у пластмасс

этот показатель по крайней мере на порядок меньше. Не торопитесь, — возражают химики. Не надо "давить нас массой". В конце концов, чем легче изделие или конструкция, тем лучше. Так давайте померяемся не тоннами, а кубометрами. И увидим, что в последние 10 — 20 лет свершилось великое (жаль только, никем не отмеченное) событие: железный век сменился полимерным! Но придется огорчить и химиков. Правы они лишь в одном:

новый век мы и впрямь прозевали. Только он вовсе не полимерный. Считай хоть массу, хоть объем, самым распространенным в мире материалом давно стал — ну, кто угадает? Бетон. Между прочим, по сути это не что иное, как искусственный камень. А значит, круг замкнулся, и мы с вами живем... как тут лучше выразиться? — в некоем рукотворном неолите. И, судя по статье новая эпоха сулит немало сюрпризов.

Сколько бетона производят сей час в мире? Точную цифру назвать трудновато. Судите сами: выпуск лишь одного из компонентов бетона — цемента — из меряется теми же сотнями миллионов тонн, что и выплавка стали (хотя все же несколько отстает). Но ведь, кроме цемента, вяжущими веществами тут служат еще и гипс, битум, асфальт, силикаты, жидкое стекло, полимерные смолы и многое другое. А главное — наибольшую долю (до 80%) составляют наполнители. Их ассортимент еще богаче: песок и гравий, пемза, керамзит и туф, магнетит и гематит, бой шамотного кирпича, чугунный скрап и обрезки стали... Наконец, почти для всех бетонов нужна вода. Легко ли учесть массу и объем конечного продукта? В то же время общий итог очевиден — по своей "популярности" во всем мире бетон давно превзошел и черные металлы, и пластмассы. Настал поистине бетонный век.

Что ж, неудивительно: этот материал прочен и долговечен (особенно армированный), относительно дешев и технологичен. Легко формуется в готовые блоки и детали любой конфигурации и назначения. Нужное сооружение либо собирают из них, либо "отливают" целиком. Результат налицо — от дома до аэродрома, от миллиардов скромных железнодорожных шпал до шахт, плотин и прочих "монстров" современной индустрии — везде и всюду бетон. Точнее, огромное множество его разновидностей. Ведь за счет выбора наполнителя, а также специальных добавок можно получать бетоны огнеупорные и морозостойкие, износоустойчивые и водоне проницаемые, работающие в щелочных и кислотных средах, быстротвер-деющие, ячеистые, напрягающие (расширяющиеся при застывании)...

Так вот: недавно в этом огромном семействе появилось совсем уж экзотическое дитя — бетон, обладающий электропроводностью. Создал его Климент и й Николаевич Ким, заведующий лабораторией Московского НИИ бетона и железобетона. Проводимость тут обеспечивают опять-таки особые добавки: в состав наполнителя включается ряд углеродсодержа-щих компонентов. Плюс некоторые технологические ухищрения. Правда, подробностей Климентий Никол е-вич пока не раскрывает, но зато увлеченно рассказывает о замечательных возможностях нового материала.

Начнем с того, что проводящий бе-

Виктор

КОЛОГРИВОВ, кандидат физико-математических наук

ИСТОКОВ БЕТОННЫХ РЕК

тон — самый дешевый и эффективный экран от электромагнитных излучений. В крупных городах в промышленных районах они идут отовсюду — от линий электропередачи, силовых кабелей, трансформаторных подстанций, радио- и телевизионных передающих антенн, с территорий заводов, НИИ, КБ... "Впрямую" мы таких излучений не ощущаем, но при достаточно длительном и сильном воздействии они весьма заметно сказываются на самочувствии и здоровье. Да и различные приборы, компьютеры из-за них часто дают сбои.

Правда эти проблемы до сих пор мало кого у нас волнуют. Но все-таки, если уж заведомо ясно, что в каком-то здании разместятся сильно излучающие объекты, то его экранируют — обшивают электропроводным материалом, обычно стальным листом толщиной до 3 — 5 мм, тщательно заваривая швы. (Уповать на арматуру обычного железобетона тут не приходится — самые вредные, высокие частоты она "не держит".) Надо ли пояснять, сколько стоит подобная защита, например, для огромного цеха?

Только ведь проблема и тогда не снимается полностью: внутри-то здания тоже работают и люди, и при о ры. Причем за счет переотражений в замкнутом объеме возникают стоячие волны, а значит, и области, где напряженность поля особенно вели

Техника-молодежи 9'94

16

ка. Приходится ставить еще и поглотители, скажем керамику с высокой магнитной проницаемостью. Тут уж недолго разориться вчистую...

В лаборатории Кима разработаны и отражающие, и поглощающие бетоны, и даже обладающие обоими свойствами сразу. Они намного эффективнее и в сотни раз дешевле нынешних защитных материалов, а применять их гораздо удобнее: достаточно нанести на стену как штукатурку или просто набрызгать — и экран готов. Слой всего в 2 см ослабляет излучение в 100 тысяч раз! А можно и целиком построить здание из защитных бетонов — прочность их вполне дос таточна. (Кстати: из такого здания невозможно передать никаких радиосигналов. Куда ни закладывай "жуч ки" — хоть в сами панели — толку от них не будет.) Сегодня эти бетоны нашли применение уже на 16 предприятиях.

Но, конечно, еще шире подобные материалы можно использовать как электронагреватели. Представьте себе: радиаторы отопления, конфорки кухонных плит, емкости для хранения овощей, составляющие одно целое с балконом или прямо со стеной дома, утюги, всевозможные водогрейные устройства, какие-нибудь противоко-мариные испарители, наконец, — и все из бетона, без всяких там спиралей!

Вспомним, что в странах Восточной Азии, особенно в Корее, комнаты принято обогревать снизу. Раньше для этого под полом или лежанкой проводили печные дымоходы. Теперь укладывают под специальным настилом пластиковые трубы, пуская по ним теплую воду. Поддерживать традицию стало хлопотно: возни с установкой труб много (см. фото), а менять их надо каждые 5 — 7 лет. Да, кстати, и просто орошая печь или камин в любом доме — сооружения громоздкие, трудоемкие, а их кладка требует высокой квалификации. То ли дело нагреваемый бетонный пол или стена: простота — предельная, потери полезной площади — нулевые, плюс моментальная готовность к работе и необозримая долговечность.

Однако и зто еще не все. Благодаря огромной теплоемкости бетонные отопительные элементы удивительно экономичны. Вот результаты испытаний. Затратив всего несколько киловатт-часов электроэнергии, "пол-про водник" нагрел комнату средних размеров до 25° С. А главное, даже через сутки после отключения питания

У