Техника - молодёжи 1994-12, страница 42

Техника - молодёжи 1994-12, страница 42

МЫШИНАЯ ВОЗНЯ ИНА АТЛАНТИЧЕСКОМ

ми. Например, женщина, которая выглядит значительно моложе своих 66 лет, собирается учиться в медицинском колледже. Спрашиваю: не трудно ли вам будет? Отвечает: нет, ведь я уже училась в 35,45 и 55 лет. Тот же ответ услышал и от 75-летнего мужчины со сходным прошлым, который обучается программированному вязанию... Короче, у этих людей иная психологическая установка: уходить на пенсию не умирать, а начинать новый этап в жизни. Такой настрой мобилизует резервы организма, возрождает его.

- Неужели достаточно себе приказать?..

- Естественно, нет. Нужна огромная работа человека над собой и помощь врача. Когда передо мной пациент, который чувствует себя одряхлевшим, прежде всего надо вытеснить это ощущение из его психики. Если просто сказать: не будьте старым - ничего не получится. Новая установка должна внедряться постепенно. Начинаю с того, что стараюсь вытащить из подсознания пациента, глубин его памяти воспоминания молодости, причем именно о тех периодах, когда он был здоров и счастлив.

А чтобы добиться этого, прошу, допустим, надеть старый костюм, в котором он некогда пережил радостные часы. Пусть одежда старомодна и даже изъедена молью, зато подсознание получает импульс настроиться на "юный" лад.

Затем эти ощущения надо закрепить в психике. Для такой фиксации воздействую на биологически активные зоны, связанные с нейроэндо-кринной регуляцией - "третьего глаза", пупка, и другие, через которые, начиная еще с эмбрионального этапа, поступала жизненно важная информация.

Например, на зону пупка кладется морская соль и прогревается с помощью полынной сигары. При этом у человека появляются очень приятные ощущения. Когда надо усилить фиксацию, такое же прогревание делаю в области "третьего глаза".

У меня был пациент, который в 44 года вдруг начал быстро стареть. После 30 сеансов "омолаживающей" психотерапии с солевым прогреванием зоны 'третьего глаза" у него восстановилась память, прибавилась энергия. Да и внешне он изменился, даже волосы выросли почти без седин. И подобных случаев немало.

- Предположим, вы "омолодили" психику. Но как она изменяет организм, ведь воздействие должно идти на уровне клеток.

- Действительно, омоложение - по сути, рождение новых здоровых клеток взамен старых, плохо функционирующих. А процесс этот зависит от состояния эндокринной системы, вырабатывающей гормоны. Она же определяет и уровень иммунитета.

Как уже говорилось, я воздействую именно на эндокринную систему. Как бы заставляю ее вспомнить себя "здоровой". И она постепенно начинает работать в новом режиме, вырабатывать необходимые гормоны. Тому же способствует и метод визуализации - мысленного представления пациентом больного органа.

Здесь надо подчеркнуть еще один принципиальный момент. Гормоны влияют на клетку через ее рецепторы, которые могут стареть, терять чувствительность. И тогда она перестает реагировать на посылаемые ей команды перестроить свою работу. Получается своего рода "испорченный телефон". Омоложение организма, как я заметил, способствует восстановлению их чувствительности.

- Так на сколько же можно продлить жизнь?

- Если ее цикл просто изменить, то уже - сразу на треть нынешней средней продолжительности жизни. Суть в следующем: сначала вы, как и прежде, учитесь, работаете, но затем, в 32 - 34 года... уходите на пенсию. Чем-то занимаетесь, как говорится, для души. После 5-6 лет - опять за книжки. Обучаетесь на портного, программиста, врача и т.д. И вновь приступаете к работе. В итоге выигрываете 20 лет.

Ну а если использовать все методы, о которых я рассказывал, срок жизни можно увеличить вдвое. ■

ПОБЕРЕЖЬЕ Горнов

Лабораторные мыши были и остаются одной из лучших моделей для изучения медицины и генетики человека — главным образом потому, что мышиный и человеческий геномы, как ни странно, почти на 90% идентичны. Едва ли не каждое отечественное научное учреждение, занятое проблемами наследственности, содержит собственную культуру мышей. То же относится к НИИ медицинского профиля: например, Институт тропической медицины имени Марцинов-ского обеспечивает себя практически всеми подопытными животными — мышами, кроликами, комарами, клещами, москитами...

На Западе культивирование лабораторных мышей давно поставлено на широкую коммерческую ногу: сравнительно немногие поставщики обслуживают огромное количество научных организаций. Тысячи новорожденных особей в день, десятки пород и линий "на конвейере" и сотни "в загашнике", в виде замороженных эмбрионов, — таковы экономические показатели мышиных фабрик.

Высоко над бухтой Бар-Харбор на берегу Атлантического океана, среди густых лесов национального парка расположено одинокое здание — лаборатория Джексона, самый крупный не только в США, но и во всем

Ардалион КИРЕЕВ

ОПЯТЬ ГОМУНКУЛЫ?!

Вопрос в лоб: этично ли лабораторное производство людей?

Оговорюсь: речь вовсе не о синтезе генома из нуклеотидов и последующем создании человека с заданными свойствами — сие для науки пока, к счастью, невозможно.

И тем более речь не об искусственном осеменении — ему было посвящено множество дискуссий, и продолжать их, наверное, не стоит. Обратимся лучше к недавнему прошлому.

В октябре 1993 г. на конференции научных обществ США и Канады по изучению проблем оплодотворения и андрологии специалисты Медицинского центра при Вашингтонском университете Джерри Холл и Роберт Стиллмен сообщили о первых в мире опытах по клонированию человеческих эмбрионов.

Для того чтобы понять, что именно они сделали и в чем новизна их исследований, нужен небольшой экскурс в теорию вопроса.

Строго говоря, термин "клонирование" к данному случаю не совсем подходит. Клоном принято называть организм, выращенный из единичной соматической клетки родительской особи и, таким образом, генетически идентичный последней. Клонирование давно и успешно применяют в микробиологии, генетике, медицине, а также в растениеводстве — для получения плодовых и овощных культур с улучшенными свойствами.

С человеком и другими высшими животными такой фокус не получится: их соматические клетки еще во время внутриутробного развития проходят необратимую диффе-ренцировку, после которой если и способны делиться, то лишь с образованием себе подобных дочерних клеток. Иными словами, из соматической клетки млекопитающего мож-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 2 ' 9 4

мире центр по разведению и исследованию мышей. Она возникла около 60 лет назад. Конкурентов у нее нет. Судите сами: большинство коммерческих животноводческих фирм в Штатах выпускают в массовых масштабах лишь несколько пород, а здесь — более 100 могут быть поставлены по заказу в любом количестве особей! Ежедневно в общую какофонию мышиного писка вливаются 6000 новых голосов — такова производительность этого "завода грызунов".

Условия разведения животных тщательно подобраны: мышки дышат специально очищенным воздухом, кушают пищу, заведомо не содержащую микробов, и сидят в стерильных клетках. При подборе заказанной партии человек в спецодежде и марлевой повязке (нужной более для блага мышей, нежели его собственного) аккуратно берет зверьков пинцетом за хвостики и опускает в посылочный ящик — не сомневайтесь, что конструкция его продумана до мелочей. Если питомец, не приведи Господи, при извлечении из клетки упал на стол, его стерильность считается нарушенной и он безжалостно выбраковывается.

Лаборатория не только торгует мышами (кстати, имея с этого ежегодный "навар" до 10 млн. долларов), но и сама проводит исследования. Здесь и изучение генетической основы инсулинзависимого сахарного диабета, и моделирование расстройств иммунной системы человека, в том числе СПИДа.

но получить разве что культуру той ткани, откуда ее извлекли.

А если попытаться успеть до начала диф-ференцировки? Когда оплодотворенная яйцеклетка приступает к делению, сначала формируется бластула — более-менее сферическое тело, состоящее из одинаковых клеток-бластомеров, расположенных в один слой. До поры до времени все бластомеры похожи друг на друга как две капли воды, при этом генетически обладают равными функциональными возможностями и запрограммированы только на одно действие — размножение.

Если извлечь из человеческого зародыша бластомер и поместить его в подходящую среду — не "вырастет" ли из него взрослый организм?

Еще в 70-е гг. нечто подобное проделывали с эмбрионами крыс, овец и коров. Делящаяся зигота в естественном состоянии окружена плотной защитной оболочкой — так называемой zona pellucida. В 1979 г. Стину Уилладсену из Кембриджского института физиологии животных удалось, проколов ее тонкой иглой, извлечь один за другим несколько бластомеров. Для безопасности экспериментатор "укутал" их агаром, а после 5 делений поместил вновь образовавшиеся бластулы в матку овцы. Успех оказался полным: овца забеременела и через положенное время счастливо разрешилась несколькими ягнятами-близнецами! Вскоре опыты Уилладсена повторили другие исследователи — на овцах и коровах.

Кстати, в принципе по той же схеме развиваются однояйцевые близнецы: два бласто-мера разъединяются и делятся самостоятельно, давая начало двум генетически идентичным организмам.

Холл и Стиллмен впервые использовали эмбрионы человека — правда, выбракованные, нежизнеспособные. Процедуру слегка изменили: растворили естественную zona pellucida, разделили бластомеры, одели каждый из них искусственной защитной "шкурой", изготовленной из слизи морских

40