Техника - молодёжи 1995-02, страница 55вплоть до самого сатаны. Главное же отличие "черных" фильмов от лент-боевиков заключается в природе самого противника: ирреальное зло в принципе неуничтожимо, поэтому герой либо гибнет в борьбе с ним, либо сам становится его носителем, либо победа человека оказывается временной и неполной, а чаще иллюзорной (опаленный солнечным светом вампир Дракула улетает нетопырем, а поверженный дьявол успевает оставить потомство). Видное место среди мистических фильмов занимают ленты о людях-оборотнях. И по давней традиции героем их часто становится хорошо знакомый нам серый хищник. ВОЛК (Wolf), США, Columbia Pictures, 1994. 125 мин. (с). Режиссер Майк Николе. В ролях: Джек Николсон, Мишель Пфайффер, Джеймс Спейдер, Кейт Неллиган, Ричард Дженкинс, Кристофер Пламмер, Ом Пури. Несмотря на явные недостатки сценария и постановки, лента обречена на кассовый успех: в ей снялись голливудские звезды первой вены. _.ожет фильма банален и в житейском, и в мистическом плане. Миллиардер Реймонд Ол-ден (Пламмер) купил популярное книжное издательство и намерен круто изменить его политику, переориентировав на выпуск многотиражной коммерческой литературы. Прежний главный редактор нового хозяина не устраивает: безупречный вкус и профессиональная че- шаяся с героем, — аллегория, что ничего особо сверхъестественного не произошло: нервное потрясение, совпавшее с нежданным ударом судьбы, изменило психический склад человека, укушенного волком. На этой бы тонкой грани и удержаться авторам. Но каноны жанра диктуют свое: Ренделл и впрямь постепенно становится оборотнем — и с первым полнолунием должен окончательно превратиться в волка. Только амулет, подаренный ему стариком Алезэисом (Пури) — ведущим специалистом в области "оборотничества", может спасти звереющего человека. Удивительна игра Николсона. Даже с минимальным гримом актер так вживается в образ, что в людских чертах явственно проступает волчье обличье. Далее сюжет движется по накатанной колее. Учуявший запах измены Уилл в порыве ревности кусает Стюарта, который, ко всему прочему, спит с любвеобильной миссис Ренделл. Экс-партнер и без того по натуре хищник, а после укуса бывшего покровителя превращается в подлинную бестию. История Суинтона в сопоставлении с судьбой Ренделла как бы иллюстрирует сентенции доктора Алезэиса, далековатые от принципов традиционной морали: "Волк-демон — это не обязательно зло. Он зло только в том случае, если человек, которого он укусил, злой человек... А ведь хорошо быть волком, правда? Власть, сила без сомнения, любовь без слабости..." Романтическую линию фильма составила пылкая страсть, связавшая Уилла Ренделла с дочкой своего нового хозяина Лорой. Выше всяких похвал исполнительское мастерство ний, но и люди слабонервные, а главное — дети. "Similia similibus curantur" — "подобное излечивается подобным", — заявляли гомеопаты, прописывая пациентам яды и наркотики в мизерной концентрации. Бесспорно, что фантастические образы, порожденные народным творчеством и переосмысленные искусством, в какой-то степени подготавливают человека к возможной встрече со странным и чудовищным в жизни. В сущности, сходную роль играют крестьянские легенды и химеры Нотр-Дам, сцены Страшного суда на иконах и "Капричос" Гойи. Столь условные, приблизительные образы феноменов, традиционно именуемых демонами, еще способно вместить наше сознание без риска саморазрушения. Не вдаваясь в дискуссию о природе этих сил, приведем точку зрения Православной Церкви: "...святые Отцы единодушно говорят о том, что непосредственное видение бесов для неподготовленного человека является крайне опасным и вредным. Вот что пишет по зтому поводу в толковании на 41 псалом Иоанн Златоуст: "Сколько демонов носится в этом воздухе?.. Если бы только позволил им Бог показать нам их страшный и отвратительный образ, то мы подверглись бы умопомешательству" (Священник Родион. "Люди и демоны"). Так не помогают ли живописные и экранные отображения потустороннего мира, каким он мыслится либо является художникам, укрепить дух в преддверии вероятной борьбы с ним? Известно, что иногда достаточно назвать имя носителя зла, чтобы обороть и изгнать его. Искусство поименно выкликает демонов, гнез- стность не позволят тому пуститься во все тяжкие. Перед Уиллом Ренделлом, чью роль испол-блистательный Николсон, встает выбор: ^в отставку или согласиться на должность представителя издательства в Восточной Европе. И Ренделл уже готов на второй вариант: он не так молод, чтобы искать другую работу или начинать собственное дело. Но все оборачивается иначе. Накануне с героем случилось странное происшествие. Мартовской ночью на скользкой лесной дороге в Вермонте — в местности, казалось, давно забывшей запах волка, — автомобиль Ренделла сбил матерого хищника. Искренне сожалея о гибели животного, Уилл попытался стащить его с трассы, но оказалось, что хитрый зверюга лишь притворился мертвым. Он цапнул обидчика за руку и скрылся в кустах. С течением дней с Уиллом начинают происходить необъяснимые вещи. Его присутствие пугает лошадей, у него обостряются слух и обоняние, он отказывается от очков. Отсыпается наш герой днем, а по ночам, с набирающей силу луной, его все неотступней тянет в лес — на запах четвероногой живности, причем о своих вылазках он забывает с рассветом. Но главное, Ренделл чувствует небывалый прилив сил. Он обретает бойцовские качества, у него — поистине волчья хватка. Босс вынужден оставить главу издательства на прежнем месте, дав ему дополнительные полномочия, а предавший своего друга и благодетеля Стюарт Суинтон (Спейдер) властью главреда отстранен от работы. Трезвомыслящий зритель готов принять правила игры, допустив, что история, приключив- Мишель Пфайффер, героине которой тоже уготован путь хищницы: оказывается, бациллы волчизма передаются не только с попавшей в рану слюной, но и другим, более галантным способом. Кульминационная схватка двух полуволков, да и финал в целом снижают впечатление от прекрасных актерских работ. Постановка, начатая как драма недюжинной натуры, совестливого человека, перерождающегося в борьбе с нравственным оборотничеством, вскоре сбивается на пародийность, а завершается махровым штампом. ...Драчливому герою былички, отрывок из коей приведен в начале этих заметок, повезло: колдунья-теща вернула ему исконный облик. "Волк" менее оптимистичен: чтобы одолеть "злого" хищника, "добрый" вынужден окончательно утратить свою человеческую ипостась. То есть, в понимании верующего, — образ Божий. Темное, читай сатанинское, начало побеждает — как и в большинстве картин означенного жанра. Что делать с "черными" фильмами? В обществе, отказавшемся от тотальной цензуры, никто не властен запретить кинематографистам снимать то, что потребно душе, а паче публике. И далеко не всякий из потакающих ее вкусам признается в том, что делает это ради денег, — почти всегда найдутся доводы вроде тех, которые привел Оливер Стоун в защиту кровавого опуса о Микки и Мэлори. Другой вопрос — надо ли показывать фильмы ужасов по каналам национального телевидения, где их смотрят не только толстокожие любители острых ощуще- дящихся в душе человека, заклинает, изживает их — но именно Искусство, а не знающий меры и гармонии эрзац! Количество рукотворной нечисти, воссоздаваемой на кино- и телеэкране все с большим изыском, техническим совершенством и правдоподобием, уже столь велико, что само по себе способно повлиять на духовный климат планеты, умножить неврозы и психозы. И влияет, и множит! Врачи и ученые давно бьют тревогу. Психиатр из Лос-Анджелеса, колыбели Голливуда, Д.Мармор еще в 70-е годы отмечал, прямо прибегая к медицинской терминологии: "В нашем обществе предостаточно неуравновешенных людей, и фильмы, подобные "Изгоняющему дьявола", распространяются, как инфекция". Что противопоставить дурным страшным книгам, дурным страшным фильмам? Только хорошие страшные книги и фильмы, коль скоро таковые возможны и коль скоро переживание страха (как изживание хвори) жизненно необходимо человеку. ...С младых ногтей мы знаем: для профилактики заразных болезней требуются прививки. Обычно это вакцины, содержащие убитых либо живых, но ослабленных и потому не способных вызвать заболевание возбудителей недуга. В ответ организм вырабатывает соответствующие антитела, и возникший иммунитет сохраняется довольно долго. Чем оборачивается сегодняшнее "черное" искусство? Своевременной прививкой обществу против поголовного бешенства или заразой, способной вызвать эпидемию? "Подобное исцеляется подобным"... Да, если не превышена доза. ■ ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2 5 9 5 39 |