Техника - молодёжи 1995-03, страница 42

Техника - молодёжи 1995-03, страница 42

мус прекратить активность. Параллельно тот же корт изол увеличивает содержание глюкозы и аминокислот в крови, что благоприятствует усиленной работе мозга и восстановлению пострадавших клеток тела.

Установлена роль гипоталамуса и в борьбе с бактериальной инфекцией. В этом случае по его команде вырабатывается гормон интерлейкин-1, активизирующий белые кровяные тельца — макрофаги, поедающие чуждые и пораженные клетки. А когда уровень интерлейкина в крови достигает определенного порога, гипоталамус

Рис. 2, а, 6, в и г. Кек считают исследователи, между этими поразительными феноменами и эффектом плацебо существует прямая связь. У многих народов участники религиозных обрядов без каких либо фармакологических средств об ретают не только н ^чувствительность к боли, но и способность контролировать кровоо ращение из ран, которые наносятся в подобных лучаях кровь не выделяется (фото а — в — Таиланд фото г— Шри Ланка).

включает механизм терморегуляции. Температура тела повышается, ускоряется кровообращение и метаболизм. В результате в крови рас ет концентрация аминокислот, за счет чего усиливается питание поврежденных тканей.

А в 1993 г. американец Лоуренс Стейн-ман опубликовал результаты изучения функций молекул МОГ (миелин-олигоден-дроцит-гликопротеина). С одной стороны, это соединение принадлежит к большому семейству иммуноглобулинов, обеспечивающих иммунную защиту организма, и, как все они, контролируется опять же гипоталамусом. С другой же стороны, именно из МОГ сложены оболочки нервных каналов, способствующие передаче нервных импульсов. Итак — новая связь между нервной и иммунной системами с участием гипоталамуса.

Хотя, возможно, этот "психосоматический мостик" — не единственный. Долгое время считалось, что важные поставщики многих видов антител — сосуды и ганглии

лимфатических органов — не испытывают прямых нервных воздействий. И лишь недавно выяснилось, насколько богато они иннервированы. ВПЛОТНУЮ К ДУШЕ Как видим, найденные промежуточные звенья вполне материальны, а значит, поддаются изучению. Но лежат они явно где-то на полдороге, посередине между чистой мыслью и бренным телом. А ведь i лавные загадки сосредо очены, конечно, у самых истоков этого пути — там, где изначальные "движения" сознания (или подсознания)

канских нейрофизиологов П.Роуленда и Л.Фрайберга. В 1985 г. они опубликовали результаты экспериментов, в которых фиксировалось распределение возбужденных участков коры больших полушарий мозга человека просто во время молчаливых размышлений ("медитации"). Полученные ими диаграммы (рис. 3, а, б и в) действительно заставляют задуматься.

Оказалось, что расположение, количество и характер таких участков зесьма типичны, устойчивы для каждого данного индивида, но не имеют постоянной "привязки" к ка-

запускают самые первые физико-химические или нейрофизиоло ические процессы.

Как это происходит? Одна из гипотез состоит в том, что мысль активизирует некоторые совокупности нейронов мозга, формируя своего рода пространственный образ — очаг возбуждения, у которого затем и устанавливается связь с определенным органом — сердцем, желудком, конечностью и т.д. В результате эти органы становятся избирательными целями мозговых воздействий. И может быть, не столь важно, возникают ли подобные образы под стимулирующим действием плацебо, гипноза, самовнушения или непосредственно "по инициативе" самого мозга — актом свободного волеизъявления.

Если принять такую концепцию, то вопрос о "локализации души" можно сформулировать конкретнее сосредоточены ли нейроны — носители гипотетических образов в определенных участках мозговой ткани?

По крайней мере частичный ответ можно усмотреть в интересных работах амери-

Рис. 3, а, бив. Данные П Роуленд. и Л.Фрайберга о распределении воз ужденных участков коры больших по ушарий (попарно представле ы левое и правое) во время ме цитации " у трех разных испытуемых. Желтый, оранжевый и красный цвета отмечают нарастающую степень возбуждения, в том числе—в последнем случае — с интенсификацией кровообращения.

ким-либо известным специфическим мозговым центрам. На эти данные обращает особое внимание упомянутый выше "еретик" нейрофизиологии Дж.Экклз. В книге с необычным названием "Как Я управляет своим мозгом", вышедшей в 1994 г., он приходит к весь ма смелым для традиционной науки выводам. По его мнению, изначальная человеческая мысль вообще никак не локализована в мозге и в принципе может возбуждать любые области коры больших полушарий. Их выбор целиком зависит от индивидуальных особенностей данной личности, как выражается Экклз — от человеческого Я, произвольно управляющего мозгом в процессе мышления.

Иными словами, то или иное состояние сознания, скажем, простое намерение действовать или подсознательное влечение, само по себе достаточно, чтобы вызывать первичную активность нейронов, заставлять их вступать в связи друг с другом и т.д.

Что касается гипоталамуса или каких-то других локальных отделов мозга (не говоря уж о лимфатических органах) — все это не более чем вторичные, служебные исполнительные механизмы. А мышление, сознание, душа — свободны. Как сказано в Писании, "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Евангелие от Иоанна 3,8). ■

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ

XIII