Техника - молодёжи 1995-03, страница 45

Техника - молодёжи 1995-03, страница 45

ЕДИНСТВЕННЫЙ В СВОЕМ РОДЕ

I

г

о о

Это необычное судно построили в 1909 г. на британской верфи "Виккерс" канадцам — для работы в устье реки Св.Лав-рентия и одноименном заливе. Внешне оно, с изящным форштевнем, увенчанным бушпритом, слегка наклоненной высокой дымовой трубой и удлиненной надстройкой, скорее напоминало крупную паровую яхту. Кстати, на нем имелись апартаменты генерал-губернатора Канады, каюты на 55 пассажиров 1 -го класса и на 20 — 2-го. "Эрл Грей" предполагали использовать для перевозки почты и людей, охраны рыбных промыслов и т.п.

Пароход относился к категории ледокольных, но весьма отличался от них. Если у тех отношение длины корпуса к ширине составляет 3,5 — 4,5 — короткие и широкие, они куда лучше опекаемых ими судов маневрируют в разводьях, то у "Эрл Грей" оно достигало 5,5. Носовая часть ледоколов выше ватерлинии обычно прямая, а ниже — скошенная под большим углом. Такая форма корпуса позволяет им не только таранить лед лобовыми ударами, но и вползать на него, чтобы давить собственным весом. У "Эрл Грей" же носовая оконечность с обшивкой толщиной 31 мм была заостренной, борта прямыми, поэтому судно резало лед, расталкивая обломки в стороны. Для борьбы с прочными, многолетними полярными льдами ледорез не предназначался, и он остался единственным образцом своего класса в мировом ледокольном флоте...

В начале первой мировой войны Россия купила за границей несколько ледокольных судов, в том числе "Эрл Грей". Последний переименовали в "Канаду" и передали в распоряжение Управления морского транспорта Беломорско-Мурман-ского района. Уже в ноябре 1914 г. ледорез приступил к проводке русских и союзнических транспортов с военными грузами через замерзающее Белое море в Архангельск. 9 января 1917 г. "Канаде" не повезло, она наткнулась на не обозначенную на карте подводную скалу и затонула на рейде Иокан-ги. 16 июня ее подняли и отправили на починку, а 26 октября вооружили и зачислили во флотилию Северного Ледовитого океана.

В январе следующего года "Канаду" демобилизовали. В гражданскую воину ее захватили английские интервенты и передали белогвардейцам. В марте 1920 г. те и другие спешно оставили русский Север, прихватив ряд русских судов. Но не "Канаду" — укомплектованная красными военморами, она попыталась воспрепятствовать тому и вступила в перестрелку с уходившим "Козьмой Мининым". Так состоялся первый и пока единственный артиллерийский бой ледоколов за Полярным кругом.

В апреле "Канада" стала вспомогательным крейсером красной Беломорской флотилии, а через месяц получила третье название "III Интернационал". Ледорезу довелось участвовать в спасении белого парохода "Соловей Будимиро-вич" (позже "Малыгин"), затертого льдами в Карском море,— его пассажиры и команда находились на грани смерти от холода и голода.

Только в июне 1921 г. "Ill Интернационал" вернули Мор-трансу, а там его 12 июля вновь переименовали, на сеи раз в честь известного мореплавателя и географа, президента Петербургской АН, адмирала Ф.П. Литке (1797 — 1882). Спроектированное для преодоления слабых или битых льдов, судно добросовестно трудилось в Арктике, проводя караваны, об

служивая промыслы и станции, потом — на Балтике и Черном море; в 1929 г. оно возвратилось в Заполярье, совершило рискованный поход к острову Врангеля и было награждено орденом Трудового Красного Знамени. А зимои 1931 г. подтвердило репутацию — несмотря на крайне тяжелые условия, провело караван в Охотское море. Во многом благодаря своему капитану Н.М. Николаеву, который еще до революции закончил Морской корпус и с 1917 г. служил на Севере, в частности, на ледоколе "Ст. Макаров", приобретя немалый опыт.

В 1932 — 1933 гг. "Литке" превратился в экспедиционное судно, на нем обосновались ученые, работавшие по программе 2-го Международного года Арктики.

Довелось ледорезу поучаствовать и в "челюскинской" эпопее. Повреждения корпуса и механизмов не позволили ему пройти во льдах Чукотского моря, чтобы вывести на чистую воду затертый пароход, которому в отличие от "Сибирякова" не было суждено за одну навигацию пройти трассу Северного морского пути с запада на восток.

...28 июня 1934 г. "Литке" вышел из Владивостока и взял курс на север. На его борту находились участники экспедиции во главе с членом-корреспондентом АН СССР В.Ю. Визе. Ледорез медленно, методично преодолел Северный морской путь, успев заодно вызволить застрявшие у Таймыра торговые суда и поработать у Диксона, обеспечивая движение караванов с народнохозяйственными грузами. 20 сентября "Литке" ошвартовался в Мурманске, оставив за кормой 6 тыс. миль, в том числе 1600 — во льдах. В правительственной телеграмме, переданной на имя Николаева и Визе, говорилось: "Горячо поздравляем и приветствуем участников экспедиции ледореза "Ф.Литке", впервые в истории арктических плаваний завершивших в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на запад. Успехи экспедиции "Ф.Литке" свидетельствуют о прочном завоевании Арктики советскими моряками". Много лет спустя полярник З.М.Каневский подчеркнул весьма важное обстоятельство: "Это плавание можно считать примерным: оно было великолепно организовано, проведено четко, безукоризненно, с применением всего лучшего, чем располагала наука и техника". Справедливости ради заметим, что многочисленные схватки со льдом не прошли даром — ледорез сразу же пришлось ставить в основательный ремонт. Зато уже в следующем году по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток прошли обычные пароходы "Ван-цетти" и "Искра", а встречным курсом — "Анадырь" и "Сталинград".

В 1936 г. "Литке" опять отличился — вместе с ледокольным пароходом "Анадырь" провел вдоль побережья Сибири эсминцы "Сталин" и Войков", отправленные с Балтики на усиление Тихоокеанского флота. Участник той операции, старшин помощник капитана "Анадыря" A.M. Матиясевич (в Великую Отечественную он, командуя балтийской подводной лодкой "Лембит", потопил и повредил 25 немецких кораблей и судов общим водоизмещением свыше 76,3 тыс. т) вспоминал: "Отдельные скопления льда "Литке" преодолевал с ходу, за ним шел "Анадырь' расширяя проход, затем миноносцы и замыкающими танкеры. Впервые в истории мореплавания военные корабли прошли Северным морским путем из Баренцева моря в море Беринга, обогнув мыс Дежнева".

В следующем году ледорезу не повезло — сопровождая 5

транспортов, он вместе с ними попал в тяжелые льды, выбраться не смог. Выручил мощный ледокол "Ермак". И вновь проводки караванов, походы к полярным станциям.

В 1939 г. началась советско-финляндская' зимняя' воина. В январе 1940 г. "Литке" превратили в сторожевой корабль Северного флота, в коем качестве он пребывал до 8 апреля, после чего его демобилизовали и вернули Главному управлению администрации Северного морского пути. Но, как оказалось, не надолго. 25 июля 1941 г. судно в который раз призвали в строй, на нем подняли военно-морской флаг, установили две 45-мм пушки и несколько пулеметов, присвоив очередное обозначение СКР-18 (сторожевой корабль с бортовым номером 18). Вскоре вооружение признали недостаточным и соро-капятки заменили 130-мм орудиями.

В августе сторожевик ввели в состав только что сформированного Северного отряда Беломорской флотилии, которому предстояло охранять малоземельские проливы. Впрочем, вскоре выяснилось, что немецкие боевые корабли (не считая подводных лодок) в этих водах не рискуют появляться, и СКР-18 отправили заниматься прямым делом — водить караваны из Белого моря в Карское и обратно. Несколько раз старый ледорез выполнял и сугубо боевые задания, например, в январе 1942 г. конвоировал поврежденный новый линейный ледокол "И.Сталин". А 20 августа и сам был атакован вражеской субмариной У-456, но сумел избежать торпед. Было известно, что летчики и подводники противника настойчиво охотятся за советскими ледоколами, без которых были бы невозможны нормальные перевозки стратегических грузов по заполярным морям. Тем не менее за всю войну немцам так и не удалось не только потопить, но и надолго вывести из строя ни одного.

К февралю 1944 г. Северный флот пополнился боевыми кораблями отечественной постройки и полученными от союзников, нужда в импровизированных тральщиках и сторожевиках стала отпадать. "Литке" передали в оперативное подчинение Главному управлению администрации Северного морского пути.

Кончилась война, и ледорез вновь занялся привычно( заботой — проводкой караванов и отдельных судов. А в 1946 г. на нем в высокоширотный рейс отправилась экспедиция, через два года подобное плавание повторилось — изыскивались возможности пускать транспортные суда по так называемой Великой северной полынье".

В 1955 г., участвуя в очередном научно-исследовательском предприятии, организованном Арктическим институтом, он поднялся до 83° 21' северной широты, установив рекорд свободного плавания в Северном Ледовитом океане. Это достижение спустя годы превзошли лишь огромные ледоколы, оснащенные ядерными силовыми установками.

14 ноября 1958 г. "Литке", как окончательно устаревший вывели из эксплуатации и через некоторое время сдали на слом. В тот период его участь разделили и другие прославленные ветераны Арктики — макаровский ледокол "Ермак", ледокольные пароходы "Георгий Седов", "Дежнев", да и другие, немало сделавшие для того, чтобы Северный морской путь превратился в нормально действующую транспортную магистраль... ■

Павел ВЕСЕПОВ, историк