Техника - молодёжи 1995-06, страница 50Кинофантастика, этот излюбленный жанр подростков и не стареющих духом мужчин, родилась, как и сам кинематограф, во Франции. Первым фантастическим фильмом считается картина Жоржа Мельеса "Замок дьявола" (1896); первую научно-фантастическую ленту — "Завоевание воздуха" — снял в 1901 году его соотечественник Фердинан Зеккй. Затем последовали навеянные Жюлем Верном "Путешествие на Луну" (1902) и "20 ООО лье под водой" (1907) Ж. Мельеса; позднее новый жанр освоили американцы ("Летающая торпеда", 1916, режиссер Дзвид У. Гриффит), немцы ("Голем, как он пришел в мир", 1920, режиссеры Пауль Вегенер и К.Бёзе) и мы ("Аэлита", поставленная в 1924 году Яковом Протазановым по одноименной повести Алексея Толстого, и "Луч смерти", снятый Львом Кулешовым в 1925-м). С течением лет передовые позиции в производстве картин science fiction захватил вездесущий Голливуд, и сегодня ос-новоположница научного киновымысла довольствуется вторыми ролями... Но прежняя слава не забыта, и престижный кинофестиваль "Фантастика" проходит на родине жанра (напомню, кстати, что и первый научно-фантастиче-ский роман-трактат создал француз — поэт и ученый Сирано де Бержерак, о чем подробнее см. в "ТМ" № 12 за 1994 год). Конкурсная программа нынешнего фестиваля фантастических фильмов, перекочевавшего два года назад из альпийского Авориаза в низкогорный Жерармер, включала восемь работ. Еще пять были показаны вне конкурса, среди них — картина Роланда Эммериха "Звездные врата", ставшая "ударницей" американского проката в минувшем году, и постмодернистская, по определению создателя, лента Джона Карпентера "В пасти безумия" (он возглавил жюри фестиваля и потому утратил право соревноваться в борьбе за его призы). А таковых было три. Гран-при достался "Божественным созданиям" молодого новозеландского режиссера Питера Джексона; специальный приз жюри и приз публики получил фильм итальянца Микеле Соави "О любви, о смерти"; кинокритики же вручили свою награду ленте чеха Яна Сверака "Аккумулятор I" Отбор лент — участниц конкурса и выбор, сделанный экспертами, подтверждают крайнюю размытость понимания фантастического жанра. К нему относят и собственно научную фантастику, и футуристический боевик, и мистическую страшилку, и современную сказку фзнтэзи. Лауреат фестиваля — фильм "Божественные создания" — снят по сценарию, основанному на реальных фактах — истории дружбы двух юных новозеландок, попытка разлучить которых закончилась трагедиен Фантастическое в кинопостановке — сказочный мир, существующий в воображении девушек. В него они уходят от повседневности школьных занятий, в нем они — принцессы, окруженные рыцарями... Велик был соблазн подробнее поговорить о прошлогодних лентах, представленных на "Фантастике-2" в Жерармере. Но участие в нем — уже достаточная рек- Анатолий ВЕРШИНСКИЙ лама. (Тех же, кого интересуют подробности, отсылаю к журналу "Видео-Асс Premiere № 28). Меж тем съемочные площадки не пустуют, в разгаре год нынешний, и фильмов, датированных 1995-м, на прилавках все больше. И добрая треть новинок может быть отнесена к той или иной разновидности фантастики. Вплоть до традиционной научной — без дремучей мистики и перенесенного в космос средневековья. За годы существования жанра в нем выделились три основных направления: путешествия землян в пространстве и времени; появление инопланетных существ — от разнокалиберных монстров до гуманоидов — на Земле; конфликт человека и созданной им техногенной среды обитания. Это, конечно, упрощенная схема, но в нее успешно укладываются и "Звездные войны", и "Нечто", и оба "Терминатора". Обширный раздел в научно-фантастической фильмотеке займут ленты об изобретателях-маньяках и одержимых исследователях, ставящих преступные эксперименты в надежде обогатиться или прославиться, а то и бескорыстно облагодетельствовать человечество. Лучшие из зтих картин побуждают задуматься о моральном долге ученого и инженера в сегодняшнем мире, где достаточно одного умело запущенного компьютерного вируса, чтобы вывести из строя глобальную сеть ЭВМ, или одной похищенной пробирки, чтобы вызвать эпидемию редкостной болезни. О честолюбце от науки, возомнившем себя едва ли не богом (по крайней мере, в рамках своего инсектария), рассказывает фильм, снятый по роману Джорджа P.P. Мартина. ВНЕШНИЕ ПРЕДЕЛЫ (The Outer Limits), США, A Trilogy Entertainment Group & Atlantis Films Limited, 1995, 92 мин., (с). Режиссер Стюарт Гиллард. В ролях: Бью Бриджес, Элен Шейвер, Дайлан Бриджес, Ким Коутс, Ллойд Брид- У ленты есть подзаголовок — "Песчаные короли" (Sand Kings). Именно так назвал своих питомцев — членистоногих существ с Марса жизнелюбивый доктор Саймон Крзз (Бью Бриджес). Пять лет он положил на то, чтобы из высохших яиц, найденных в грунте, пробы которого доставил с Красной планеты спускаемый аппарат, вылупились небольшие, но весьма шустрые, прожорливые и смышленые твари, напоминающие внешним видом и образом жизни земных насекомых. Ученый уже мечтает о Нобелевской премии, проговаривает в уме вступительные фразы речи, которую произнесет при вручении высокой награды, когда случается то, что и должно было произойти Эксперимент проводят на тщательно охраняемой военной базе глубоко под зем лей, но, несмотря на все предосторожности, одно из выпестованных Саймоном существ (далее именуемых для простоты изложения насекомыми) едва не выбирается на поверхность. Чем бы это обернулось для земной биосферы, нетрудно представить. Руководство проекта напугано возможными последе виями, и программу доктора Крэза сворачивают, о чем и оповещает Саймона его коллега Дэйв Стокли (Ким Коутс) "Все жизненные формы, которые остались, будут заморожены и отправлены в Неваду в хранилище ядерных отходов. Все исследования заканчиваются, информация засекречивается". И еще один удар ждет Крзза: своенравного, трудно управляемого ученого переводят в другой отдел — по существу, отстраняют от любимой работы. Глубоко уязвленный Саймон решается на преступление. Ему удается вынести с базы 265 граммов марсианского грунта с яйцами насекомых. В домашнем сарае, в условиях, далеких от стерильных, он продолжает свой опасный эксперимент, вкладывая в него все средства. Постепенно одержимость исследователя, усугубленная переживаемыми с детства комплексами по отношению к отцу — кадровому военному и брату — любимчику отца, удачливому спортсмену и отважному летчику, погибшему при исполнении воинского долга, переходит в манию. В жажде самоутвердиться, доказать отцу, самому себе, наконец, всему миру, что он тоже чего-то стоит, Саймон преступает грань, отделяющую человека от нелюди. Он забывает о жене и сыне, он фактически изгоняет их из дому (да они и сами не могут оставаться в обществе полусумасшедшего с его жутким инсектарием). Доктора Крзза отныне интересуют только его подопечные, которые уже развились настолько, что строят песчаные города с гигантскими (по их масштабам) барельефами своего покровителя — доброго бога Саймона. Впрочем, вскоре из божества благого он превращается в злое — когда в стремлении ускорить прогресс "песчаных королей" перестает их кормить. Оголодавшие твари пожирают друг друга, затем их жертвой становится пес Ковбой, подаренный сыну Саймона Джошу его дедушкой. Достается и самому "создателю" — на месте укуса хищного членистоногого образуется незаживающая рана: против инопланетной инфекции земные антибиотики не помогают. Саймон окончательно теряет человеческий облик: боясь разоблачения, он заживо скармливает своим "жукам", тридцать три поколения которых взрастил в беспрерывных сражениях за пищу, бывшего коллегу — Дэйва, отказавшегося принять участие в преступном эксперименте. Конец истории с ученым-маньяком закономерен. Осознав, что он создал, Саймон сжигает себя и мириады взлелеянных им тварей, взорвав газ в подвале жилища. Но зло уже вырвалось за пределы дома: в пожухлых окрестных лесах поднялись причудливые строения марсианских насекомых, и вряд ли тут помогут воинские оцепления и спецмашины... ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 ' 9 5 32
|