Техника - молодёжи 1995-06, страница 58

Техника - молодёжи 1995-06, страница 58

НЕВЕРОЯТЬ

Что такое «время» — не знает никто. Лев ГУМИЛЕВ

ой опасности. аит

Николай ЧЕРКАШИН

В 1988 г. я собирал в Севастополе сведения о гибели линкора «Новороссийск (бывший «Джу лио Чезаре», (т.е. «Юлии Цезарь»), переданный в 1949 г. Советскому Союзу после раздела итальянского флота). Взрыв, грянувший под его днищем в ночь на 29 октября 1955 г., унес жизни 608 матросов и офицеров.

Огромный корабль перевернулся и затонул в Северной бухте Севастополя — на глазах у тысяч горожан, поэтому я расспрашивал всех, кто хоть как-то был причастен к этой катастрофе: и уцелевших моряков, и тех, кто спасал, и тех кто наблюдал трагедию с берега. Среди сотен рассказов, оставшихся в моих блокнотах, есть и такой

— В ту ночь я дежурил по железнодорожному переезду, что перед самой Балаклавой, — говорил балаклавский старожил Петр Григорьевич Устименко,— Вдруг вижу: со стороны бывшей ветки на карьер (рельсь сняли, насыпь осталась) идет поезд. Глаза протер, думал, блазнит-ся — ведь не могут поезда по полотну без рель сов ходить, а он идет: паровоз и три пассажирских вагончика. И локомотив, и весь состав не нашенские, вроде как довоеннь е, а может и того раньше. Паровоз-то на старую «овечку» похож, вы, наверное, не помните — серия «О®» была такая, — но не «овечка». «Овечку»-то я хорошо знаю. До войны кочегаром на ней начинал. А этот — ну, не видел таких — небольшой вроде маневрового... В общем, идет без огней идет со стороны горы Гасфорта, где рельсов-то и сроду не было, да на наш главный путь и выходит. Там — с бывшей ве ки — и стрелочный перевод давно снят а тут явственно слышу, как стрелки лязгнули. Я успел только шлагбаум опустить Поезд мимо меня проследовал и пошел в Севастополь. Ну, мое дело маленькое. Я за переезд отвечаю, у меня все в порядке, а дальше пусть диспетчера разбираю ся Но вот как он шел без рельсов?! Я даже на полотно старое выбежал — ни следов, ни травы-кочки примятой. Чертовщина какая-то. Я еще тогда подумал — не к добру, быть беде. И точно, утром зашумела вся Балаклава — «Новороссийск» взорвался...

— Но вь доложили начальству об этом случае?

— Да вы что? Мне б сразу по шее надавали: мол, попиваешь на дежурстве, с пьяных глаз и померещилось.

— А может, бьл грех .. — попробовал я перевести все в шутку.

— Обижаете с арика — покачал головой Устименко.— У нас семья из молокан была Насчет спиртного строго. Я и сейчас водку на дух не переношу. А историю эту рассказал, потому как знамение это было. Перед всякой бедой чудеса разные случаются. Вот старики рассказь вали — перед балаклавским землетрясением «Черного принца» в море видели...

О недобрых предзнаменованиях «новороссийской» рагедии рассказывали мне не раз и не два. Даже старший штурман линкора (а теперь капитан 1 -го ранга в отставке) Михаил Романович Никитенко без тени улыбки сообщил, что в канун взрыва (кстати, Никитенко в роковую ночь стоял дежурным по кораблю) его жена увидела необыкновенный сон: множество людей поднимается по широкой красивой лестнице в небо, за облака... Но тогда меня интересовали факты и только факты... О случае на балаклавском переезде я вспомнил четыре ода спустя, когда прочитал в газете «Слава Севастополя» от 12 августа 1992 г. заме ку «Поезд-призрак на дорогах Украины». Привожу ее почти полностью:

«14 июля 1911 г. с римского железнодорожного вокзала в «круиз», устроенный фирмои «Санетти» для богатых итальянцев, вышел про

гулочный поезд 106 пассажиров осматривали достопримечательности, окружавшие новый участок дороги. Поезд приближался к супердлинному тоннелю. И вдруг начало происходить что-то ужасное. По свидетельс ву двух пассажиров, успевших выскочить на ходу, все вдруг покрылось молочно-белым туманом, который по мере приближения ктоннелю густел, превращаясь в вязкую жидкость. Поезд вошел в тоннель и... пропал.

После этого происшествия тоннель заложили камнями, а во время войны в него попала авиабомба.

Возможно, об этом случае и забыли бы, если бы рехвагонный призрак не появился... недалеко от села Заваличи Полтавской области на переезде дежурной Елены Спиридоновны Чеб-рец Поезд с наглухо закрытыми шторами, открытыми дверцами и пустой кабиной машиниста двигался абсолютно бесшумно, давя разгуливающих по полотну кур.

Исследовать этот феномен прибыл председатель комиссии по изучению аномальных явлении при Академии наук Украины В.П. Леща-тый. В его записях, датированных сентябрем 1991 г., есть мысль, что поезд каким-то образом прошел сквозь время. Лещатый вспоминает и записи извес ного мексиканского психиатра 40-х годов XIX века Хосе Саксино о том, как однажды в Мехико появились 104 итальянца, в течение недели попавшие в психиа рическую лечебницу, так как утверждали, что прибыли в Мехико из Рима на поезде...»

Прочитал, и первая мысль: не этот ли поезд видел на балаклавском переезде Устименко? Много похожего: паровоз иностранного образца, три ва она Если поезд-призрак обнаружился в 1991 году под Полтавой почему он не мог появиться в 1955-м под Балаклавой?

Я еще больше укрепился в этой мысли после того, как побывал на горе Гасфорта с севастопольским краеведом Евгением Веникеевым. Мы поднялись туда, чтобы осмотреть оста ки итальянского кладбища, устроенного на горе в 1855 г. (здесь похоронены солдаты-сардинцы, погибшие при штурме Севастополя в Крымскую войну) и стертого с лица земли через сто лет по распоряжению советских влас ей. Никто так и не смог объясни ь мне, почему была взорвана прекрасная часовня на итальянском кладбище в мае 1955 г. Обычный вандализм в порядке «борьбы с прокля ым прошлым». Но кто выстрелит в прошлое из ружья, в того будущее выпалит из пушки. И динамитная шашка, заложенная под старинную часовню, обернулась чудовищным взрывом под днищем «Новороссийска». Я совершенно убежден в кармической связи между двумя этими событиями.

Мы бродили по плоской вершине оры Гасфорта (в Сибири ее называли бы сопкой) меж обломков мраморных плит, заросших на местах бывших клумб кактусами-опунциями — привез ведь кто-то с далекой Сардинии! В оды последней войны в часовне располагался командный пункт Приморской армии. Немецкие снаряды пощадили старинную усыпальницу... Веникеев же рассказывал про первую оборону:

- Сюда, к итальянскому лагерю на горе Гасфорта англичане провели из Балаклавы железную дорогу... Потом ее сняли. Но насыпь ос а лась. Ветка из Балаклавы в Севастополь проходит как раз по той, на еченной еще англичанами трассе.

Вот как?!

Значит, поезд-призрак шел по следам снятых шпал? Он шел по траектории бывшей железной дороги... Но если зто был тот самый злосчастный тур-поезд, зачем он приходил сюда, в глухой уголок Крыма? Забрать души итальянских солдат, рас ревоженньх маиским взрывом по

следнего их прибежища - купола часовни? Или у кого то из 104 пассажиров здесь были погребены родственники, и они приехали отдать им последний долг?

А может, они, зти с инувшие пассажиры могли как-то отомстить за поруганное кладбище из своего временного плена, вмешались в земную причинно-следственную связь, и «Юлий Цезарь» — «Новороссийск» взлетел на воздух?

Простор для редположений о ромен. И для объяснений тоже.

Теория парал ельных миров и временных провалов, похоже, вступила в третий период жизни любой научной сенсации: этого не может быть в этом что-то есть и, наконец, кто же этого не знает?!

Кто же не знает, что время — особо о рода хрональное поле, неразрывно связанное с электромагнитной Энергетикой пространства? Однако популярная теория нуждается в некоторых существенных уточнениях, которь е были сделаны мной, в бытность аспиран ом философского факультета МГУ, и доцентом это "О университета математиком-топологом Иваном Петровичем Пацеем, посвятившим не один год своей научной деятельности взаимосвязи разномерных пространств.

Итак, мы утверждаем, что наряду с законом сохранения вещества и энергии существует и закон сохранения времени.

«Прожитое» время не исчезает. Вечность прошлого равна бездне будущего. Прошлое с у ществ уетреально, а не в чьей-либо памяти, даже если зта память — совокупный опыт всего человечества. За каждым из нас самих, из фаз телодвижений — как бы некая голографическая кинограмма. У каждого тела есть своя траектория движения, роста, полета. Совокупность зтих траекторий укладывается в русло общего течения времени.

Настоящего как такового нет. Любой миг бу дущего тут же с ановится гновением прошлого. То, что мы называем настоящим временем, всего лишь вспьшка сознания, пережигающего будущее в прошлое, подобно тому, как вспыхивает огонь электросварки, пляшущий меж разных полюсов. Настоящее — это, как поется в песне есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Так что «прошлое» и «будущее» целокупно понятию «время» вообще.

Прожитый день — реальность, существующая вечно и поныне ам в «отрицательном времени», то есть в тех лучах света, что отгорели, унеслись, у асли за нашей спиной. В него, во вчераш 1ий день, можно вернуться, если устремиться туда со скоростью, превышающей скорость «о летевшего» света. Это уже доказано Альбертом Эйнштейном.

Теоретически (пока теоретически) можно вызвать на экране старого зеркала все, что в нем ко да-либо отражалось. Особенно если оно очень долго не меняло местоположения. Вот почему «п ивцдения> чаще всего выходят из старинных зеркал, намертво вделанных в стены дворцов, замков, старых домов. Той же способностью обладают и другие пространственно-временные константы — египетс ие пирамиды, лревние акведуки, железнодорожные мосты и тоннели, вековые деревья, способные накапливать аккумулировать в себе время и пространство неизменных координат.

Булгаковский Воланд — существо из четырехмерного пространства. Он мог одновременно видеть и прошлое, и бупущее. Глядя на несчастного Берлиоза, мог наблюдать, как его голова выходит из чрева матери и как катится из-под колес трамвая. Это своего рода стереоскопия или стереометрия времени.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 ' 9 5

40