Техника - молодёжи 1995-08, страница 22

Техника - молодёжи 1995-08, страница 22

МЕДИЦИНА

нент американских средств доставки ядерного оружия, было развернуто массовое производство Б-47Б, хотя он и не имел кормовой оборонительной огневой точки. А ведь военные считали ее необходимой — просто конструкторам никак не удавалось "довести ее до кондиции". Только в мае 1954 г., когда было выпущено 800 машин, "Боинг" объявил, что берется "дооборудовать их дистанционно-управляемой установкой А-2, способной сбивать неприятельские перехватчики даже ночью и в тумане". Ею оснастили 455 бомбардировщиков.

До прекращения производства Б-47 в 1957 г. ВВС получили около 2 тыс. таких бомбардировщиков разных модификаций, в том числе в варианте разведчика РБ-47. Особенно активно американцы применяли версию ЕРБ-47 для ведения электронного шпионажа вблизи советских границ, а также засылая некоторые экипажи и в воздушное пространство нашей страны. Как правило, таких нарушителей советские летчики ПВО в большинстве случаев перехватывали, а по меньшей мере двух сбили. Последние Б-47 сняли с вооружения в 1966 г., однако разведчики погоды ВБ-47 летали еще три года.

...Советский Ту-16, долгое время составлявший основу отечественной Дальней авиации, появился несколько позже "Боинга", и путь к нему оказался не таким прямым, как у американцев. Сначала в 1947 г. в ОКБ А.Н. Туполева построили фронтовой бомбардировщик "77" (или Ту-12). Это был серийный Ту-2 военного времени, но с двумя турбореактивными двигателями "Нин-1", который был примерно равноценен американскому Б-45 "Торнадо". Заказчика Ту-12 не удовлетворил, и спустя два года появился Ту-14, имевший несколько модификаций. Одна из них, торпедоносец, долго применялась в Военно-Морском Флоте. А в марте 1949 г. взлетел первый бомбардировщик "82", оснащенный уже стреловидным крылом и обладавший взлетным весом... 15 т!

Только после создания мощнейшего двигателя АМ-3, разработанного под руководством А.А. Микулина, удалось приступить к проектированию дальнего бомбардировщика "88", который вскоре получил военное название Ту-16, а в НАТО ему дали код "Беджер" ("Барсук"). Летно-технические характеристики этого самолета и Б-47 оказались равноценными, хотя они совершенно не походили друг на друга. Хотя бы потому, что у Ту-16 оба двигателя находились в корне крыла, у фюзеляжа. Такая компоновка позволила сохранить крыло чистым и заметно продлила карьеру "шестнадцатого". Дело в том, что американцам так и не удалось преобразовать Б-47 в ракетоносец, а Ту-16 доработали, установив подвески для крылатых ракет, при этом сохранив нормальную бомбовую нагрузку.

...27 апреля 1952 г. летчик-испытатель Н.С. Рыбко впервые поднял "88" в небо. Ту-16 отличался от американского "аналога" еще и сильным оборонительным вооружением, которое состояло из трех дистанционно-управ-ляемых установок с 23-мм пушками, оснащенных солидным боекомплектом. По некоторым сведениям, построили не менее 2 тыс. бомбардировщиков 50 модификаций, в том числе носитель ядерного оружия Ту-16А, ракетоносцы Ту-16КС и Ту-16КРМ, заправщики Ту-163 и Ту-163Н, торпедоносец Ту-16Т, спасатель Ту-16С, разведчики Ту-16Р и Ту-16РМ, самолеты радиоэлектронной борьбы Ту-16П и Ту-16Э, летающая лаборатория Ту-16ЛЛ и другие. На основе бомбардировщика в 1955 г. спроектировали первый советский реактивный авиалайнер Ту-104. Кроме Советского Союза, самолет производился в Китае, где ему присвоили собственный индекс Н-6,а также экспортировался и участвовал в ряде локальных конфликтов. В отличие от "Боинга", туполевская машина оставалась в строю до последнего времени. ■

Павел КОЛЕСНИКОВ, инженер

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 8' 95

сивно делиться в организме или в культуре. Результат — образование колонии лейкоцитов, базофилов, эозинофилов, словом, любых форменных элементов крови или даже их неспециализированных предков — стволовых клеток.

Последнее особенно важно. Цитокины сами по себе не могут остановить безудержное разрастание злокачественной опухоли. Их роль иная. Как известно, радикальное лечение рака включает физио- (лучевую) и химиотерапию — до сих пор ничего лучшего не придумали. Такие методы, даже если дают стойкий эффект, снижают содержание лейкоцитов и плюс к тому сильно повреждают костный мозг, так что восстановление белых кровяных телец катастрофически замедляется, а тем временем пациент становится легкой добычей для различных инфекций.

Этого пытаются избежать, пересаживая больным после облучения или химиотера-

заболевании кровь насыщается недозрелыми лейкоцитами, нормальное развитие которых нарушено. В опытах с клеточными культурами удалось введением CSF вернуть лейкоциты в нормальное состояние.

Пока многое с цитокинами неясно. Клинический опыт работы с ними недостаточен и, как бы сказать, неабсолютен. Например, GM-CSF, стимулирующий деление грануло-цитов и макрофагов в пробирке: казалось бы, медики знали о нем все, а тут вдруг в Уайтхедском институте (США) обнаружили, что он вообще не является гормоном кровяных клеток, и в живом организме гранулоци-ты и макрофаги обходятся без его подмоги. Ряд других частностей тоже нуждается в уточнении. Так что пока рано возвещать "новую эру в онкологии". Новых эр было уже немало, и рискованно слишком часто их открывать. ■ По материалам журнала Bild der Wissenschaft (Германия)

Г

ц/покины

ОГИВ

шрогиов

Сокращенное наименование новой группы лекарственных препаратов — CSF (colony stimulant factors) — успело укорениться в медицинской литературе, но массовому читателю пока мало знакомо. Оптимистически настроенные участники недавнего онкологического конгресса в Гамбурге связывали с ними надежду на качественный скачок в терапии рака. Более осторожные предостерегали от чрезмерных восторгов: в недалеком прошлом столь же широко рекламировался фактор некроза опухолей, но ожиданий не оправдал...

Что же такое цитокины (в переводе с греческого — "делящие клетку"), или факторы, стимулирующие колониеобразование? Начнем с того, что открыли их еще в 60-е гг., а три года назад получили искусственно с помощью генной инженерии. Это гормоны кровяных клеток, заставляющие их интен-

певтической процедуры здоровый костный мозг. Но он "встает в строй" не сразу — что нередко стоит пациенту жизни.

Если же ввести гормоны CSF, количество лейкоцитов быстро достигнет нормы, а работоспособность костного мозга восстановится гораздо раньше: немногие уцелевшие в нем клетки-предшественники начнут бурно размножаться. Таким образом, существенно уменьшится риск инфицирования; следовательно, больной не будет нуждаться в частом приеме антибиотиков. Полагают, что применение цитокинов косвенно повысит и эффективность самой химиотерапии: поскольку побочное действие препаратов сведется практически на нет, их дозировки и длительность курса не понадобится сокращать.

Эксперты считают весьма перспективной трансплантацию периферийных стволовых клеток крови. Без участия колониеобразую-щих факторов она, строго говоря, вообще нереальна: изолировать нужные клетки нетрудно, но как заставить их делиться? А с цитокинами все просто: врач берет у больного пробу крови, извлекает из нее все стволовые клетки, которые найдет, г кармливает их в пробирке гормоном , ждет, пока они расплодятся, и затем вводит тому же больному. Его кроветворная система вскоре нормализуется, проблемы тканевой совместимости заведомо не возникает — чего еще желать? Сейчас методика проходит лабораторные испытания.

Полным ходом идет и другое исследование: медики проверяют, нельзя ли употребить цитокины для профилактики опухолей. Точнее — не

сумеют ли какие-ни-будь специально подобранные CSF "подстегнуть" иммунную систему организма, активизировать ее против раковых клеток? Первые опыты обнадеживают. Кроме того, предполагается, что гормоны-колониео-бразователи сделают возможной биологическую терг острой лейкемии. Напомним: при этом

Макрофаги — ахиллесова пята иммунной системы при химической и лучевой терапии. Может, CSF-допинг выручит?

20