Техника - молодёжи 1995-10, страница 8

Техника - молодёжи 1995-10, страница 8

«I hiHlfl__

Г-----«-p-j-П

I > 6 V

\ Л

Шй

s .v (

_ПРОСТРАНСТВО_

1ЕЛ0ВЕК

ТЕРСКОЙ КАЗАК, ОСТРОВИТЯНИН,

С законом парных случаев, наверное, сталкивался каждый. Я имею в виду то самое необъяснимое на первый взгляд совпадение судеб и событий, которое обычно относят к прихотям фортуны или же считают — так, мол, на роду написано. Кто-то пытается докопаться до причин, найти закономерности непонятно повторяющихся явлений, чтобы подправить выпавшую долю. А кто-то отказывается противостоять происходящему и живет, прислушиваясь к "внутреннему голосу", ведущему его по бытийному лабиринту...

Слово "Океания" у многих вызывает ассоциации с чем-то далеким, манящим, но нереальным и недоступным — как сказка. Для одних это давняя мечта о странствиях в полуденных морях, для других — неисполненное стремление уйти от обыденных проблем.

Этот экзотический мир европейцы стали познавать после кругосветного путешествия Ф.Магеллана в начале XVI века. В XVIII — XIX столетиях было открыто множество островов в Тихоокеанском регионе, причем среди первопроходцев можно встретить и англичанина Кука, и французов Лапе-руза и Бугенвиля, и русских Крузенштерна, Лисянского, Коцебу, Беллинсгаузена, Лазарева...

Впервые целенаправленно, специально для проведения антропологических и этнографических исследований, туда поехал в последней трети XIX века ученый из России Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Он трудился на многих островах Меланезии, собрал уникальные коллекции, которые составили основу Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Накануне 100-летия того дня, когда к Новой Гвинее подошел русский корвет "Витязь" и Миклухо-Маклай ступил на неведомую землю, декабрьским утром 1970 г. в заливе Астролябия, близ берега Маклая, отдал якорь другой "Витязь" — научно-исследовательское судно АН СССР. На острове Эфа-те, что расположен в северо-западной

1. Путешественник, собиратель раритетов, коллекционер древностей, художник Николай Николаевич Мишугушкин

части Меланезии, советских ученых встретил европеец необычного вида: с прической "бобриком" (последний писк тогдашней парижской моды) и в расписном местном одеянии. Его было приняли за представителя английской либо французской миссии, однако тот представился на чистейшем русском языке, причем высокого стиля: "Николай Николаевич Мишутуш-кин, художник. Соблаговолите посетить мое поместье и музей..."

Двойной тезка Миклухо-Маклая, потомок терских казаков, родился в 1929 г. во Франции, в семье эмигрантов. После долгих странствий (в поисках призвания) по Индии, Непалу, Бирме, Шри Ланке, он в 1957 г. попал в Океанию. Тамошнее "искусство каменного века" очаровало его, и он задумал заняться собирательством великолепных бытовых предметов, ритуальных изделий. После того, как приятель презентовал ему керамические сосуды с зооморфными личинами, изготовленные без помощи гончарного круга на Новой Гвинее, Мишутушкин предпринял экспедицию во французскую Полинезию, Новые Гебриды, Новую Каледонию, Тонга, Тувалу, Фиджи, Маркизские и Соломоновы острова...

Так началось подвижничество, которое ныне сравнивают с деяниями Мик-лухо-Маклая, ведь Мишутушкин стал вторым русским, сделавшим так много для сбережения и пропаганды искусства и культуры Океании. Любопытно, что когда он начинал свое путешествие длиною в жизнь, то не знал о знаменитом тезке! Но вскоре их пути пересеклись — Мишутушкин нередко бывал у потомков тех, в чьих хижинах ночевал Миклухо-Маклай. Вскоре появился альбом с рисунками двух Николаев Николаевичей, запечатлевших лица аборигенов — дедов и внуков...

В 1959 г. Мишутушкин познакомился с молодым полинезийцем с острова Уоллис и ввел его в мир искусства. Теперь Алоис Пилиоко — ведущий художник Океании; его картины, вышивки, выполненные в духе местных традиций, хранятся во многих европейских музеях и частных собраниях; его монументальное панно и брандмауэры украшают административные здания на Эфате, Таити и Фиджи.

Итогом содружества терского казака и полинезийца стала художественная и этнографическая коллекция, состоящая из более чем 3 тыс. экспонатов. По экспертным оценкам — одна из наиболее полных в мире. В ней немало уникумов. Например, человеческий череп, профилированный глиной и расписанный растительными красителями, который символизировал дух предка в одном из домов для мужчин на Новой Гвинее. Или ритуальное ожерелье из зубов человека, великолепная подборка тапы — нетканой материи, которую туземцы сбивали колотушками из луба шелковицы, фикуса, хлебного дерева.

Эта коллекция со временем преобразовалась в Фонд Мишутушкина — Пилиоко.

С 30 июля 1980 г. Новые Гебриды стали 90-м независимым государством Океании, Республикой Вануату (в переводе — Страна, которая есть и будет свободной). В разработке ее госу дарственного флага и герба участвовал и Николай Николаевич.

...У него была мечта, казавшаяся невыполнимой,— показать свою коллекцию в России. Это стало возможным в 1979 г. при содействии АН СССР, когда выставка "Этнография и искусство Океании" демонстрировалась в Москве, на ВДНХ, а сам Мишутушкин передал планировавшемуся тогда музею Океании в столице СССР старинную

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 10 ' 9 5