Техника - молодёжи 1995-11, страница 19Схема материнской платы: 1 — гнездо для установки процессора; 2 — кэш-память; 3 — слоты расширения; 4 ■ слоты под модули SIMM Плата ввода-вывода Накопители: на жестких дисках (со снятой крышкой), на гибких дисках и CD-ROM. Установка процессора в колодку ZIF Socke и предотвра ить автозагрузку ЛЮБЫХ резидентных программ при старте операционной системы. Кэширование памяти выключается в специальном меню SetUp'a (программы установки) материнской платы, а загрузить "голый DOS можно, нажав при за рузке клавишу F5. Если не выполнить эти два условия, то диагностирующая про рамма даст при тестировании неверные результаты или просто откаже ся работать. (Маленькая хитрость — перед покупкой попросите продавца показать вам модуль памяти Если маркировка на микросхемах выполнена краской, а не выгравирована, есть смь сл купить память в другом месте. Известны случаи удаления надписей с микросхем и нанесения новых китайскими поставщиками для того ч обы выда ь эти модули за более быстродействующие. Поэтому, коль скоро вы не обладаете достаточной квалификацией, чтобь определить качество подозрительного SIMM'a, доверьтесь старинной рус ской пословице: "Береженого Бог бережет"). 3. ПЛАТА ВВОДА-ВЫВОДА. На ней установлены порты обмена информацией между материнской платой и внешними устройствами Обычно, если на плате ввода- вь вода собраны вместе порты и контроллеры, ее называют мультикартой (от английского multi input/output card). Такая мультикарта чаще всего содержит 2 последовательных порта (к ним можно подключить мышь, внешний модем, графопостроитель и ряд других устройств) один параллельный порт (для подключения, скажем, принтера), один игровой порт (для джойстика используемого в играх), контроллер жестких дисков и контроллер для подключения накопителей на дискетах В настоящее время наиболее распространены платы с IDE-контроллерами жестких дисков, поэтому брать платы с контроллером MFM или RRL не следуе В комплекте с платой должны предлагаться 2 шлейфа для подключения дисководов и винчестеров, а также дополнительные разъемы портов с соединительными шлейфами. Шлейф представляет собой обычный многожильный ленточный кабель с несколькими разъемами для подключения соответствующих устройств. Обратите внимание на правильность подключения — если разъемы будут установлены неверно, то периферийные устройства работать не будут. Цена обычных мультикарт не превышает 15$. 4. НАКОПИТЕЛЬ НА ЖЕСТКИХ МАГНИТНЫХ ДИСКАХ (он же винчестер, или жесткий диск). Являясь устройством для долговременного хранения информации, обеспечивает сохранение программ и данных при выключении питания. На него же обычно записывав ся операционная система, которая запускается автоматически после подачи питающе о напряжения. Мы коснемся в наших советах только винчестеров с IDE-интерфеисом. Сохранность информации серьезный вопрос, поэтому в данном случае лучше всего не экономить и приобрести новый накопитель доста очно большой емкости с солидной (не меньше го да) гаран ией. Обращаться с ним следует бережно, так как внутри устройства находится очень нежная механика, магнитные диски с тонким высококачес венным покрытием, плата, напичканная сложной электроникой. Все современные винчестеры имеют специальное устройство автопарковки головок, поэтому их можно сравнительно безопасно транспортировать но если резко толкнуть работающий компьютер, то можно повредить магни очув ствительный слой накопителя. С особой серьезностью и тщательностью надо отнестись к проверке устройства при покупке. Исследуйте поверхность винчестера всеми имеющимися у вас диагностическими программами. Если хотя бы одна из них обнаружит дефект магнитного покрытия, обозначаемый как плохой блок (bad block) то такой накопитель покупать не следует, даже если вас будут заверять, что плохой блок только один (и другие не появляются), и предложат купить этот экземпляр по "социально-низкой цене". Дело в том, что технология производства магнитного покрытия настолько высока, что появление плохих блоков свидетельствует о серьезном дефекте накопителя или как минимум о том. что он уже находился какое то время в эксплуатации. Оптимально для решения общих задач иметь винчестер емкостью 420 — 540 Мбайт, что обойдется вам в 150 — 180$, включая стоимость годовой гарантии. Хорошие отзывы получены о накопителях марок Conner, Quantum, Seagate и Western Digital 5. ДИСКОВОДЫ. Унифицированные стандартные устройства, предназначенные для долговременного хранения информации, а также для обмена ею между компьютерами. Запись производится на сменные носители небольшой емкости, именуемые дискетами. Сами дисководы выпускаются двух видов — для диске размером 3,5 и 5,25 дюйма Есть сдвоенные модификации, но они пока мало распространены. Приобретать надо дисководы с высокой плотностью записи (High Density), в этом случае на дискету 5,25 можно будет записать 1,2 Мбайт, а на дискету 3,5 — 1,44 Мбайт информации. Для проверки работоспособности дисковода считайте на них данные с любой заведомо исправной дискеты записанной на другом дисководе. Цена на это устройство колеблется от 30 до 40$, причем комплект из двух дисководов разных типов зачастую обходи ся дешевле, чем тот и другой, купленные по отдельности. 6. ВИДЕОКАРТА. Служит для вывода текстовой и графической информации на монитор. Наиболее распространены сейчас VGA-видеокарты. Они постепенно вытесняются картами Super VGA, но пока практически все программы идут на обычной VGA-плате. Основное их различие, определяющее, помимо прочего, и стоимость, заключается в объеме установленной на них памяти. VGA-карты с памятью в 256 Кбайт стоят от 15 до 20$, SVGA с 512 Кбайт — в районе 30$, мегабайтные же — свыше 60$. Среди видеокарт с памятью 512 Кбайт лучшим выбором, пожалуй, будет Trident 9000 (для этой карть характерны стабильная длительная работа и совместимость с большинством программ, у нее самый высокий рейтинг по данным электронной сети Fido Net). Проверка рабо оспособности карть несложна— дос аточно выполнит ь все тесть ка-кой-либо диагностической программы; однако для очистки совести запустите пару тройку игр посерьезнее (DOOM, Heretic и т.п.) и посмотри е как она будет себя вести под такими "тестами". Вообще говоря, как это ни покажется странно, наилучшими диагностами являются именно игрь, а вовсе не специальные тестирующие программы. Это связано с тем, что производители игр для достижения задуманных эффектов максимально используют все возможности машины, дают ей предельную нагрузку 7. МОНИТОР. Раз уж мы заговорили о видеокартах, скажем несколько слов и о мониторе, ведь без этого устройства отображающего текстовую и графическую информацию, персональный компьютер — "вещь в себе". С андартом де-факто в настоящее время является монитор с диагональю экрана 14 дюймов (37 см). Цена — от 70$ за простой монохромный VGA-монитор до 250$ за "навороченный" цветной SVGA с цифровым управлением. Увеличение диагонали на 1 дюйм даст прирост в цене 70 — 100$. Мониторы выпускаются в достаточном ассортименте, поэтому выбирайте такой, какой вам больше понравится. Желательно, чтобы он был с пониженным излучением (Low Rad ation) и нечересстрочной разверткой (Non Interlaced), а размер точки не превь шал 0,28 мм (все эти характеристики указываются в паспорте). Проверяйте монитор также особо тщательно. Лучше всего воспользоваться специальной программой (разумеется, после обычных тестов), которая рисует на экране настроечную сетку (как в телевизоре). Проверьте параллельность и перпендикулярность линий, отсутствие "подушек" по бокам экрана, а также качество самого изображения — линии должны быть четкими, а цвета — чистыми и яркими. 8. КЛАВИАТУРА. Подавляющая часть информации вводится в ПК с помощью этого устройства. Стандартная 101-клавишная клавиатура стоит от 15 до 20$. Выпускаются две разновидности — с щелчком ("кликом") или без такового. Попробуйте набрать несколько слов на той и другой и купите понравившуюся. Со своей стороны рекомендую клавиатуру с "кликом": у нее лучше ' обратная связь" с опера ором (подключав ся слух), хотя некоторых пользова елей щелканье клавиш раздражает. Прочие критерии выбора просты — внешний вид качество нанесения изображений букв и собственно работоспособность, которая проверяется простым тестом в любой диагностической программе. Тест представляет собой экран с изображением клавиатуры. Нажатие на клавишу отображается изменением ее цвета на картинке. Тест считается успешно за ТЕХ НИКА-МОЛОДЕЖИ 1 1 ' 9 5 17 |