Техника - молодёжи 1995-11, страница 24

Техника - молодёжи 1995-11, страница 24

МЕДИЦИНА

Интерьер больницы должен радовать глаз.

Обследование на компьютерном томографе позволяет с высокой точностью определить координаты опухоли.

Еще недавно о такой технике мы и не слышали. Хотя она существовала, но пользовала исключительно партийную верхушку. Теперь же стала доступной и для нас, простых граждан. Причем лечение, практически без очереди и на самом высоком европейском уровне, будет БЕСПЛАТНЫМ!

Речь идет об онкологической больнице N°62 Москвы, извес ной, в частности, тем, что когда-то здесь избавили от рака А.Солжениць на. Конечно, не дай бог, сюда попасть. Но уж если что-то случится, то лучше именно сюда. Пото му что шанс не просто выжить, а выйти практически здоровым, довольно высок. Естественно, если болезнь не запущена.

Ведь в медицине, а в онкологии особенно, успех лечения, прежде всего, зависит от оборудования. От того, насколько оно совершенно.

— Скажем, радиоактивное облучение, ионизируя злокачественные клетки, вызывает их разрушение, — рассказывает начальник дозиметрической службы больницы С.А Белов. — И в принципе так можно унич ожить любую опухоль. Казалось бы, оружие есть действуйте. Но проблема в том, как попасть лучом точно в цель, не задев здоровые органы, ведь облучение «на глазок» превратит их в больные.

Сегодня воздействие на опухоль ведется ак называемыми кобальтовыми «пушками». У них есть, к сожалению, масса недос атков. Во-первых, они испускают только гамма кван ы Во-вторых, излучение несет небольшую энергию, причем строго фиксированную (1,25 МэВ). Ка следствие, максимум ионизации достигается в ткани уже на глубине 5 мм. Значит, если эло( ачественное образование расположено ниже, здоровые клетки получат существенную дозу. В-третьих, «пушка» — это источник объемный, его излучение не имеет четких границ. Поэтому значительная часть луча опять же попадет на нормальную ткань.

Из-за таких дефектов «пушки врачу приходится постоянно исхитряться. Например, надо облучать пищевод, рядом с которым расположен очень чувствительный позвоночник. Значит, необходимо 'светить» с нескольких направлений, чтобы обойти кость или, по крайней мере дать на нее минимальную дозу. В результате процедура получается столь сложной, что практически неминуемы погрешности. Страдает от этого, конечно, больной.

В корне меняет ситуацию применение в качестве источника линеиного ускорителя. Он испускает, помимо гамма-квантов еще и элек-

медведев вр^уч

ВЗЯЛ В РУКИ УСКОРИТЕЛЬ

троны, что позволяет варьировать виды облучения для различных опухолей. Энергия его луча изменяется в широком диапазоне, от 0 до 20 МэВ. Летящие с огромной скоростью частицы проскакивают верхние слои ткани, не прореагировав с атомами, за счет чего максимум ионизации наступает на глубине 4 см. Естественно, лежащие выше здоровые клетки получат существенно меньшую дозу.

Кроме того, ускоритель — это точечный источник, с четкими границами излучения, поэто му его можно сфокусировать исключительно на пораженной ткани

Все это позволяет облучать так, чтобы практически не затрагивать здоровые органы.

Сложнейшая задача — точно нацелиться на опухоль. Собственно, от этого зависит успех лечения. Значит, надо как можно надежней определить ее мес оположение. По требованиям МАГАТЭ, погрешность при определении координат цели на голове — 1 мм, на рудной клетке — 1 см, на животе — 2 см. Техника (рентгеновские аппараты), установленная в отечественных больницах, нередко такой точности не обеспечивает.

Значи ельно улучшают поиск появившиеся в последнее время компьютерные томографы, делающие фотографии органа как бы по срезам, с определенным шагом. Но и они могут пропустить маленькую опухоль, метастазы, просто «перешагнув» их.

В больнице №62 установлен томограф, который непрерывно сканирует орган, дает его полное изображение, и здесь не укроется ни один очаг поражения. Но этого мало. Имеется аппарат—симулятор облучения, на котором, с использованием очень небольших доз, «проигрывается» вся предстоящая процедура: выбираются размеры пучков, их количество, направления.

Все полученные с симулятора и томографа данные поступают в ЭВМ, и уже она вырабатывает план лучевой терапии, управляет ускорителем. Так, собственно, и достигается главное условие успешного лечения: максимальная доза приходится на опухоль, минимальная (куда она попадает) — на здоровую ткань.

Еще одна новинка в больнице — маммограф со стереоскопической пункционной приставкой. Она позволяет выявлять заболевание на самой ранней стадии, когда 99% пациентов можно вылечить.

— В чем проблема ранней диагностики? — объясняет главный врач больницы А.Мах-сон. — Опухоль маленькая, ее надо обнаружить и взять ткань на анализ, чтобы определить, злокачественная она или доброкачественная. Для этого необходимо очень точно попасть в нее иглой. Приставка, создавая объемное изображение, сама наводит иглу на мишень. Отмечу, например, что мы не только удаляем молочные железы,но и восстанавливаем их: берем с живота лоскут ткани и вшиваем туда, где произведен вырез. Подобное удается благодаря операционному микроскопу, с помощью ко орого проводятся операции по сшиванию мельчайших сосудов. Такие операции за рубежом стоят десятки, а нередко сотни тысяч долларов.

Итак, в Москве появилась больница, где каждый может получить обслуживание не хуже, чем в самых современных клиниках Запада. И это здорово Но, к сожалению, все оборудование зарубежное — приобретено депар аментом здравоохранения Москвы у американской фирмы «Джене рал электрик» за 4,5 млн. долл. А где же нашиизготови ели из хваленой оборонки, утверждающей, что ей по плечу любые высокие ехнологии?

— Мы недавно закупили широко разрекламированные аппа-рать для операции костей, выпущенные одним из предприятий ВПК г.Златоус а — говорит А.Махсон. — Через 3 месяца компрессоры подающие в них воздух, вышли из строя. Все попытки изготовителей наладить свою технику не помогли. Поэтому, раз обжегшись, решили так: готовы приобретать российскую технику, но с условием, что можно оценить, как она проработала конкретном медицинском учреждении хотя бы год. ■

22