Техника - молодёжи 1995-11, страница 49бригада из 30 заводчан к началу сентября установила стропила шпиля на место. Сам шпиль и купола колокольни обшили медными листами общим весом 25 т, на гозолоту которых ушло 440,6 кг золота. 26 ноября Журавский доложил об окончании работ, и 30 ноября собор был освящен. Давно перестали существовать мосты и другие сооружения, некогда воздвигнутые Журавским на Нико аевскои и других железных дорогах страны, но шпиль Петропавловского собора вот уже почти полтора столетия сохраняет тот вид, который был придан ему гением выдающегося инженера. □ В. ПРЯДИЛЬЩИКОВ, инженер Досье эрудита «...НА ВЕТРЯНОЙ МЕЛЬНИЦЕ!» Пересечь Ла-Манш — это заве ная мечта каждого изобретателя борю щегося за призна ие созданного им летательного аппарата. Третьим таким после Пилатра Розье и Луи Бле-рио, пересекших пролив на монгольфьере (1785) и аэроплане (1909), стал испанский инженер Хуан де ла Сьерва (1895-1936). В 1920 г. он запатентовал летательный аппарат с самовращаю и мися кры ьями, названный им сначала «аутохироптеро» («ауто» — само, «хиро» — вращаться, «птеро» — летать), а затем сокращенно «аутохи-ро» — автожир. 10 января 1923 г., после трех лет напряженной конструк- Гомес С ' торскои работы, пилот Гомес Спенсер впервые поднялся й автожире С-4, который, однако, после взлета накренился и упал. Спустя неделю когда неполадки были ус ранены он уже совершил полет по прямой дальностью 183 м на высоте 2 м, а 31 января — преодолел четырехкилометровый круговой маршрут на высоте 25 м. Прошло всего пять лет — и Сьерва уже смог пригласить своего старого друга Анри Буше, директора жур ала «Аэронаутик», приня ь участие в перелете через Ла-Манш. 18 сентября 1928 в 10 ч утра он лично поднял в воздух с лондонского аэропорта в Кройдоне автожир С-8 МкП. Его на протяжении всего полета сопровождал старый тяжелый самолет Голиаф , с которого велась киносъемка. Be ером, после двух посадок для заправки топливом, «жиронавты» прибыли в Париж. В Ле-Бурже их ждала толпа встречающих. Сьерва прошел над ней на бреющем полете, сделал горку и приземлился по-пара-шютному, без пробе а На следующий день начались демоне рационные полеты, во время которых было предложе о покататься нескольким корреспондентам. При о ередном взлете автожир зацепил левой стойкой шасси столбик на краю аэродрома, поэтому, идя на посадку, Сьерва старался прикос (уться к земле как можно легче. Увы, стойка все равно не выдержала подо нулась, и автожир упал на бок. Лопасть и винт разлетелис но пилот и пассажир — репортер одной из американских газет — выбрались из-под обломков невредимыми. Де ла Сьерва ухитрился вь рва ь победу даже из поражения. «Думаю, что если бь использовался обычный аэроплан - говорил он в тот же день на приеме в аэроклубе Франции,— и он имел бы такую же аварию, то я находился бы сегодня не среди вас, а в больнице»... В начале октября, после ремонта, С-8 МкП продолжил свое риумфаль-ное шествие по Европе Сьерва побывал с ним в Бель ии и в Германии, где полетать на нем смогли известные авиаторы. Например, немецкий ас первой мировой войны Удет был просто ошеломлен. «Совершенно фантастически - воскликнул он,— Я летал на ветряной мельнице!» В общей сложности машина за 11 дней нале а ла 2320 км и показала себя вполне надежной, возбудив интерес в широких авиационных кругах многих европейских стран В начале 1934 г. фра цузский флот приобрел в Англии автожир С-ЗОР. И ровно через 25 лет после того как Блерио преодолел Ла-Манш, Бри — летчик компании Сьервы — совершил первый беспосадочный перелет автожира между Ло доном и Парижем за 2 ч 20 мин. □ Г. КОТЛОВ, инженер Уголок этимолога «ПАРОХОД» И «ЭЛЕКТРЕТ» * При чтении сочинений и стихотворений пушкинскои эпохи обращает на себя внимание отсутствие русского термина для обозначения судов, снаб женных паровой машиной. Их поначалу называли по английски «стимбота-ми» или по-французски «пироскафами». Удиви ельно, но факт: этот термин предложил... иностранец, находившийся на российской службе. Описывая в журнале «Сын Отечества» первое плавание бердовского «стимбота» из Петербурга в Кронштадт 3 ноября 1815 г., капитан П.И. Рикорд впервые назвал его пароходом». Прошло несколько лет — и «пароход» полностью вытеснил чуждые для нашего слуха «стимботы» и «пироскафы». * Таинственный английский самоучка О.ХевисайД (1850 - 1925), одиноко проживший почти всю жизнь в захолустном городке Торки, почти сорок лет изумлял научный мир удивительными откры иями в облас и математики и электрома нетизма Именно он ввел в обиход электротехников такие термины, как «индуктивность», «проницаемость», «утечка», «искажение сигнала». Но, пожалуй, самым удивительным придуманным им термином стал «электрет» — вещество, создающее вокруг себя электрическое поле подобно тому, как пос оянный магнит создав вокруг себя поле магнитное. Ведь предугада ные Хевисайдом на основе его еоре ическихпос роений электреты были из отовлены в лабораториях лишь много лет спустя. ■ Т.СОКОЛОВА ЧУДЕСА CLOSE-UP КАРТОЧНЫЙ ПЕРЕЛЕГ СИМОНА Рочестерский технологический институт, что в штате Нью-Йорк (США), является Национальным американским центром для глухих, занимающихся наукой и искусством. Сотрудник этого института, доктор Симон Кармель, работает над проблемами антропологии и фольклористики. Но главное его увлечение относится к иной области — иллюзионному искусству. Начав заниматься фокусами с 4 лет он в 13 стал победителем городских соревнований фокусников в Балтиморе (штат Мэриленд). На Всеамериканском конкурсе глухих фокусников, проходившем в 1970 г. в Миннеаполисе (штат Миннесота), занял 2-е место. Зато в 1990 г. на 3-м Всемирном фестивале глухих фокусников (г.Лейпциг, Германия) вновь стал первым по разделу «Сценические фокусы». А на 5-м таком фестивале, который состоялся там же в 1994 г., оказался призером сразу по двум разделам: 3-е место — «Комическая магия» и 1-е место — «Close-Up». С 1992 г. Симон Кармель вице-президент, а с 1993 г. — президент «Магического круга № 4» Международного Братства иллюзионистов. В октябре 1994 г. он демонстрировал свое мастерство, будучи в гостях у Московского клуба фокусников. Сейчас является Генеральным директором Оргкомитета 7-го Всемирного фестиваля глухих фокусников, который состоится в Рочестере с 14 по 22 апреля 1996 г. Специально для «ТМ» Симон Кармель любезно представил свой иллюзионный карточный трюк, это — творческая переработка фокуса, придуманного в 1992 г. американцем Биллом Северном из Пенсильвании. ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ. Исполнитель показывает зрителю две колоды, имеющие крап (обратную сторону) разных цветов — например, синий и красный, и предлагает выбрать одну из них, после чего зритель опускает свою коло ду (скажем, с синим крапом) в карман. Далее исполнитель предлагает зрителю назвать любую цифру от 10 до 20, отсчитывает необходимое число карт и последнюю откладывает в сторону (пусть это будет дама пик). Затем распределяв по столу карты, поворачивая их лицевой стороной вниз, и зритель видит, что все они имеют красный крап. Осталась лишь дама пик. Когда же ее переворачивают — крап синий! Теперь исполнитель просит зрителя доста ь из кармана спрятанную колоду, берет ее в руки, просматривает — среди карт с синим крапом затесалась одна с красным. Исполнитель извлекает ее, медленно поворачивает лицевой стороной вверх — это дама пик! СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ. Перед началом трюка исполнитель должен вложить красную даму пик куда-то в середину синей колоды, а синюю даму пик поместить на 10-е место, считая с лицевой стороны, в красную коло-ДУ- 1. Зрителю предлагается выбрать одну из колод: «Какой цвет вы любите — красный или синий?» Если тот ответит «синий», исполнитель передает ему синюю колоду и просит убрать ее в карман. Если же — «красный», исполнитель говорит: «Отлично! Я буду показывать трюк с красной колодой. А синюю спрячьте в ваш карман». Таким образом, синяя колода оказывается навязанной зрителю. 2. Повернув красную колоду лицом вверх, исполнитель просит зрителя назвать любое число между 10 и 20. Пусть сказали «14». Тогда исполнитель, начиная с верхней, отсчитывает 14 карт, кладя их на стол опять-таки лицом вверх — одну на другую. После чего откладывает оставшиеся карты в сторону и поднимает со стола сданные 14 карт, произнося: «Ваше число состоит из двух цифр. Просуммируем их. Получим: 1 + 4 = 5». И начинает по одной класть карты на стол лицом вверх, а на 5-й останавливается. Это — дама пик. «Вот ваша карта»,— комментирует исполнитель и кладе ее лицом вверх на середину стола Собрав остальные карты, он поворачивает их крапом вверх и распределяет на столе — зритель видит, что все они имеют красный крап. Исполнитель поворачивает даму пик лицом вниз — у нее синий крап! 3. «Достаньте, пожалуйста, колоду карт из вашего кармана»,— просит исполнитель и, получив ее, поворачивает крапом вверх, после чего разворачивает ее в веер. Глазам зрителя предстают синие карты, кроме одной в середине — она красная. Исполнитель вытягивает ее из веера, медленно поворачивает лицевой стороной вверх — это дама пик! ■ Анатолий КАРТАШКИН, вице-президент Московского клуба фокусников ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 1 " 9 5 |