Техника - молодёжи 1996-02, страница 5
исные копии более или менее завершенного екста с пометкой «оригинальный». Так вот, мне удалось получить некоторые тек-ты от наследников издателя Этцеля. Я сравнил х с тем, что опубликовал Мишель, — разница громная! Например, повесть «Вечный Адам» еликом принадлежит Мишелю. Или «Корабле- юсказывая здесь содержания романа, что в нем удивительно прозорливо ны контуры грядущих потрясений человечества, предвосхищены приход к власти диктаторов, охраняемых личной гвардией, а также появление на политической карте мира полицей-ско-мафиозных государств. Более того, история главных действующих лиц романа — узурпатора Киллера и ученого-изобретателя Камарэ — очень напоминает реальные взаимоотношения Саддама Хусейна и изобретателя суперпушки профессора Бюлля, впоследствии убитого при загадочных обстоятельствах («ТМ» № 3 за 1991 г.). В романе Жюля Верна описано сверхмощное орудие, изобретенное Камарэ (кстати, тоже погибшим), а, как известно, суперпушка Бюлля стреляла на расстояние более чем 400 км. Аналогия, что называется, налицо. Интересно признание Мишеля Верна, сделанное им в кругу друзей. Он заявил, что и сам поневоле заделался фантастом, ибо этот роман ему пришлось «составлять» лишь «по заготовкам фраз и мыслей отца». главы и изрядно переделал доставшиеся по н. следству, изменил ход событий, даже ввел не вые действующие лица. Вопрос: И тем не менее эти посмертные фаш г: Пораз о Мин й Жюль В 1978 г. итальянский журнал «Панорама» опубликовал интервью с П.Гондоло делла Рива - вице-президентом парижского Жюль-Верновского общества, крупнейшим знатоком творчества фантаста. Оно наделало много шума в прессе. Вот некоторые выдержки из него. Вопрос: Какое же открытие вы сделали' Ответ: Нашел другого Верна. исателем, че Верн, у которого сюжет развивался медленно, натянуто, запутанно. Многие эксперты признают все сочиненное Мишелем, безусловно, положительным и талантливым с точки зрения требований литературы. Вопрос: Почему же он так мало написал? Ответ: Дело в том, что сразу после смерти отца Мишель опубликовал в «Фигаро» статью, в которой дал «полный перечень» всех неизданных романов, оставшихся в архивах отца. Естественно, он вынужден был придерживаться списка. И когда эти романы опубликовали, «открывать» другие было небезопасно... «Здесь сокрыта какая-то тайна! -лтературоведы. — Возможно, бо/ чеем оказалась у падчериц писател )иязни к непутевому го Жан Жюль Верн, вдеялся со временем заполучи Есл1 журнал с: То е< Тайна архива Жюля Верна Мишель Верн умер в 1926 г. в возрасте 64 лет. В последние годы он с головой ушел в издательские дела и всеми силами отбивался от репортеров, которые толпой ходили за ним в надежде з-нибудь новые сведения о жизни ■ также о судьбе его огромного ар- 1мя и славу, публик зедения Жюля Верь зе им самим, Мише Вопрос: Но в( ia Мишеля. О нем мало извест-ую жизнь и часто ссорился с от-иим его беспорядочную жизнь и ования денег. Когда отец умер, :и использовать его неизданные произ- 1Л неоконченнь 1 рОМс спедиц j «Удив |и случаи, когда он признал «совместную» работу. И не потому ли и сам роман оказался единственным из «посмертных», о котором мы знаем — его рукопись (написанная рукой Мишеля) действительно существует? У всех же остальных — лишь машино- Жюля Вег Особенно большой интерес к нему проявляли министерство культуры Франции, Жюль-Вер-новский центр и Национальная библиотека конгресса США. Но Мишель всякий раз уходил от серьезных переговоров — под тем предлогом, что наследие отца недостаточно хорошо просмотрено им самим. Сложилась странная и малопонятная ситуация: по данным библиографических справочников, книги великого фантаста издавались в невероятно больших количествах на языках разных народов мира, но изучение специалистами подлинных текстов, набросков и вариантов романов было невозможно — Мишель Верн не подпускал Мало после его Жан Жюль Верн умер в возрасте 8( ле 1980 г. Спустя несколько меся «Экспресс» опубликовал тревожную «После смерти Жана Жюля, внука писателя, семья решила расстаться с черновиками, набросками и неопубликованными произведениями Жюля Верна... Высоко ценящие писателя родственники, — с сарказмом иронизировал журнал, — запросили за литературное наследие кругленькую сумму в 8 млн. франков. Тощий кошелек мэрии Нанта, родного города великого фантаста, не позволил ей приобрести документы, чтобы пополнить музей, посвященный писателю. Министерство культуры Франции отказалось взять на себя долю расходов, сочтя стоимость архива чрезмерной. Вот почему, вполне вероятно, ценные бумаги Жюля Верна уплывут или улетят в США...» К счастью, этого не случилось. Патриотично настроенные французы, что называется, встали горой. Назревал крупный скандал. Наконец, выступившая по телевидению и в печати Люс Кюр-виль, старший хранитель библиотеки города Нанта, сообщила, что все рукописи фантаста поступили на хранение в нантский Жюль-Вернов-ский центр. Однако доступ к ним будет закрыт -сначала необходимо составить и опубликовать их полную опись. Таковы суровые правила архивного дела. Таким образом, у поклонников Жюля Верна есть надежда в скором времени узнать, что же столь тщательно скрывалось его наследниками на протяжении 90 лет. И будет раскрыта, возможно, самая большая тайна великого фантаста. ■ ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2' 9 6
|