Техника - молодёжи 1996-02, страница 4

Техника - молодёжи 1996-02, страница 4

А Н А Т

Непутевый сын

24 марта 1905 г. в Амьене во Франции умер 77-летний Жюль Берн, великий писатель-фантаст, произведениями которого зачитывался тогда весь мир. Его последние годы были омрачены тяжелой болезнью — диабетом, — которая отнимала силы и не давала возможности засесть за любимые рукописи, а также последствиями некогда полученного ранения, по сути, сделавшего Жюля Верна инвалидом (пуля, выпущенная в него из револьвера умалишенным племянником, застряла в тазобедренной кости, и

дить).

Но то были страдания физические; душевную же боль на протяжении многих лет доставляло Жюлю Верну самое близкое и любимое существо — его родной сын Мишель. Он с детства имел несносный характер, был непослушен, капризен и всех в доме изводил постоянными требованиями сладкого и нежеланием кому-либо подчиняться.

Отец, все свое время проводивший в кабинете, не вникал в домашнюю суету. Но однажды, выведенный из себя громким ревом Мишеля, вышел узнать, что случилось. Жена Онорина развела руками: «Мальчик просит маятник от старинных часов в гостиной». — «Отдайте ему маятник вместе с часами, только пусть уймется!» — ответил Жюль Берн,

Когда подошло время учебы, Мишеля отвезли в пансионат в Абевиль, но скоро воспитатели заявили, что не могут справиться с непослушным ребенком. Мишеля поместили в частный исправительный дом, однако через восемь месяцев его пришлось забрать и оттуда.

Опробывая разные средства воздействия, Жюль Верн взял Мишеля на свою яхту и отвез его в небольшое рыбацкое селение на берегу Средиземного моря. Там сын целыми днями с ватагой местных мальчишек лазал по горам, купался в море, дрался и проказничал, даже и не помышляя хоть как-то смягчить свой необузданный нрав.

В 17 лет Мишель был отдан в лицей Нанта. Увы — за «преждевременную испорченность» его вскоре исключили, а администрация города посоветовала писателю препроводить сына на некоторое время в городскую тюрьму, где бы он мог поразмыслить о жизни.

Конечно, в тюрьме Мишель не оказался, вместо этого брат Жюля — Поль посоветовал отправить неисправимого юношу в морское плавание. В1878 г. Мишель в качестве ученика лоцмана отбыл на корабле в Индию. Через восемь месяцев он, «оморяченный» и обожженный южным солнцем, вернулся под родительский кров, И... принялся за старое. Ни о какой работе не думал, занимался одними лишь развлечениями и быстро влез в долги.

А вскоре грянул гром: Мишель объявил отцу, что намерен жениться. Его избранницей стала актриса из муниципального театра по фамилии Дюгазон.

Жюль Верн был в отчаянии. «Неделю назад, — писал он своему издателю Этцелю, — Мишель похитил девушку и уехал из Амьена, сейчас он в Гавре, где она играет в театре. После того как она стала его любовницей... он сделал оглашение о предстоящем браке».

С интервалом в 11 месяцев у молодой пары родилось двое мальчиков, однако это не спасло семью от краха — Мишель решил развестись и жениться на другой. По счастью, Дюгазон оказалась порядочной женщиной и сделала все, чтобы развод прошел тихо и мирно. Покончив с фор-

О М И Я 3 А Г

НЕИЗВЕСТНЫЙ ВЕРН —

мальностями, Мишель тут же выехал в Париж, где и сочетался с Жанной. Вскоре у него появился третий ребенок.

Вторичный брак переменил Мишеля, Поскольку жена была хорошим музыкантом, он изъявил желание заниматься музыкой, и Жанна стала изучать с ним гармонию и контрапункт. И к немалому удивлению всех, обнаружилось, что Мишель обладает прекрасной музыкальной памятью и несомненным талантом. Воодушевленный успехами, он принялся сочинять оперу и написал ее! Она прозвучала в исполнении профессионального симфонического оркестра и оперных певцов и заслужила теплые отклики музыкальной общественности. Правда, некоторые острословы заявили, что опера «походила одновременно и на Россини, и на Оффенбаха», однако это не смущало новоиспеченного композитора. В его душе уже зрели новые планы.

Заняться их воплощением помог приезд в Париж Жюля Верна. Он принял предложение снохи погостить, а заодно посмотреть на внука. Знакомство с Жанной воодушевило писателя. Он понял, что ее послало само провидение, и вместо нескольких дней пробыл в Париже больше месяца, И даже начал писать там новый роман.

Именно это обстоятельство и обнаружило новую грань в характере Мишеля. Однажды он заявил отцу, с которым неоднократно обсуждал сюжет его романа, что хотел бы попробовать свои силы на литературном поприще. Оказывается, у него уже было написано несколько опусов, которые он и опубликовал вскоре при помощи отца в издательстве Этцеля. Опубликовал под псевдонимом и, видимо, не случайно: проба пера осталась не замеченной литературной критикой, и Мишель больше не делал попытки пойти по стопам родителя. Зато загорелся новым увлечением — кинематографом.

В то время заведение братьев Люмьер делало первые шаги, и Мишель, быстро освоив специфику кино, в короткий срок снял несколько фильмов по романам отца — «Пятьсот миллионов Бегумы», «Жан Морена», «Южная звезда», «Черная Индия». Все они имели успех у зрителей.

Как делец, решивший заработать на кинематографе деньги, неопытный Мишель прогорел, однако вошел в историю кино как постановщик первых научно-фантастических фильмов. К сожалению, они дошли до нашего времени лишь в отрывках, но то, что сохранилось, по отзывам специалистов, снято интересно и талантливо.

Перестав скандалить и выставлять себя в неприглядном свете, Мишель кинулся в новую крайность. Он постоянно затевал какое-нибудь дело, но очень быстро прогорал. Так, лопнула его велосипедная фабрика, разорилось горно-

А Д К И

рудное предприятие, с треском обанкротилась компания по изготовлению калориферного отопления. Спасая сына от суда и бесчестия, Жюль Верн продал свою яхту и уплатил за покрытие расходов огромную сумму — 100 ООО франков.

Брату Пьеру он писал: «Дела мои складываются так плачевно, что меня страшит будущее. Мишель ничего не делает и не может найти себе применения. Я потерял из-за него 200 000 франков, и воспитание трех его мальчиков це-

плечи. Что и говорить, конец мой печален...» Все домашние неопасно скрывал от посторонних глаз, особенно от репортеров и нечистоплотных газетчиков. Отчасти это ему удалось.

Будучи муниципальным советником города Амьена, он принимал живейшее участие в планах мэрии и только в 1904 г. попросил об отставке. Недуги прогрессировали, и однажды Жюль Верн пригласил нотариуса и составил завещание.

«Я желаю и настаиваю, — продиктовал он, — чтобы все мои рукописи, все мои книги, мои карты, моя библиотека, мои бумаги, все без изъятия, включая ноты, черновые наброски и т.д., немедленно перешли в полную и безраздельную собственность моего сына Мишеля Верна».

Завещанное стоило немалого. Лишь собрание сочинений самого Жюля Верна в превосходном издании Этцеля составило 20 тыс. книжных страниц (более 90 томов), снабженных иллюстрациями лучших художников-графиков Франции — Леона Бенета, Эмиля Брайара, Анри Май-ера, Альфонса де Невиля, Эдуарда Риу, Анри де Монто и Жоржа Ру.

Жюль Верн любил своего непутевого отпрыска! Сердце отца чувствовало, что сын по-своему талантлив, обладает творческим воображением (несколько раз он подсказывал писателю превосходные сюжеты). И в душе надеялся, что тот рано или поздно проявит себя.

Это завещание буквально спасло Мишеля. Две дочери Онорины, падчерицы Жюля Верна, наотрез отказались что-либо выделить сводному брату из общего наследства. Не затевая спора, он перевез к себе бумаги отца и библиотеку и впервые в жизни крепко призадумался.

Фантаст поневоле

В год смерти отца Мишелю было сорок с небольшим лет. Он носил бороду и усы и удивительно походил на покойного. Шумная манера поведения, сопровождаемая выразительной жестикуляцией, которой когда-то отличался Мишель, сменилась обходительностью и светской респектабельностью.

Конечно, он прекрасно сознавал, какую ценность представляют рукописи отца и какой жгучий интерес питает к ним культурная общественность многих стран. Лежать мертвым грузом в доме они не могли, а потому Мишель засел за их изучение. И вскоре выступил в прессе с сообщением, что обнаружил в архиве Жюля Верна романы, которые тот не опубликовал при жизни. Таких романов оказалось восемь, и Мишель перечислил их названия, буквально заинтриговав почитателей великого фантаста: «Маяк на краю света», «Золотой вулкан», «Агентство Томпсон и К°», «В погоне за метеором», «Дунайский лоцман», «Кораблекрушение «Джонатана», «Тайна Вильгельма Штори-ца» и «Удивительные приключения экспедиции Барсака». Была еще небольшая повесть «Вечный Адам», к ней несколько позже Мишель добавит сборник новелл «Вчера и сегодня».

И вскоре в издательстве Этцеля-младшего (старший Этцель умер еще в 1886 г.) эти романы

Великий фантаст Жюль Верн.

Жюль Верн и его жена Онорина. Фото 1890-х

Т Е X Н И К А - М О Л О Д Е Ж И 2' 9 6