Техника - молодёжи 1996-03, страница 26

Техника - молодёжи 1996-03, страница 26

Последние успехи в создании высококачественных и уже не очень дорогих электронных цифровых фотокамер невольно рождают вопрос: да сможет ли вообще фотография остаться фотографией? Не станут ли анахронизмом даже сами эти старые уютные слова "фотоснимок", "фотокарточка"? Если запечатленные новым способом портреты родных и друзей, полюбившиеся пейзажи и памятники архитектуры, как всякие компьютерные изображения, должны будут "обрабатываться с помощью программных пакетов" (причем с компенсацией всех недочетов процесса съемки, теряющего, таким образом, самостоятельное значение), а затем "выводиться на принтере", то ведь и именовать их отныне придется не иначе как "твердыми копиями"? Вот такими мыслями и навеяна наша несколько вольная передача заголовка статьи Дж.Шуба из журнала «Popular mechanics».

Вы приехали на ежегодную встречу родственников, собравшихся со всей страны, и вот — что может быть естественней! — достаете фотоаппарат, внешне совершенно обычный, и делаете два-три десятка снимков — действуя опять же как всякий фотограф. Однако вы усомнились в композиции какого-то группового кадра и, подозвав "заинтересованных лиц", обсуждаете с ними, не переснять ли этот сюжет, демонстрируя его на... жидкокристаллическом дисплее, встроенном в заднюю стенку камеры.

А возвращаясь домой, прямо в самолете вынимаете из аппарата — нет, не кассету с пленкой, а диск фотопамяти размером с кредитную карточку и вставляете в свой портативный notebook, чтобы на его экране тщательно проверить качество изображений в полном формате и цвете. Некоторые снимки кажутся темноватыми, вот тут хочется добавить теплых тонов, а у этого явно мал масштаб. Используя программу обработки графических файлов, вы вносите нужные изменения и тут же делаете заметки на завтра — как поступить с отснятыми кадрами: эти распечатать дома на принтере и послать в письме дяде Питу; кузен Билл сможет получить свои прямо по электронной почте; а эти, с по-

1. Kodak DCS 460 — одна из лучших профессиональных цифровых камер с качеством изображения, вплотную приближающимся к фотографиче-

НАТВЕРДОЙ

КОПИИ стоим-Я и НИНОЧКА...

мощью той же почты, стоит передать в центр обслуживания, где их запишут на лазерный компакт-диск — на вечную память вам и потомкам...

Описанное выше — вовсе не фантастика, а практически реальная картина. По утверждениям ведущих производителей фотоэлектронной аппаратуры, почти все перечисленные возможности уже доступны или осуществятся буквально в течение ближайшего года. В итоге от старых навыков фотографу останутся, пожалуй, только манипуляции с объ-

2. Casio OV-Ю - камера более массовая. Тоже электронная, но не цифровая. Гоубо говоря, это маленький видеомагнитофончик на несколько десятков стоп-кадров (обратите внимание на удивительные для фотоаппарата надписи REC и PLAY). Дисплей на жидких кристаллах напрямую отображает отснятые кадры.

ективом да нажатие на спуск. Дальше все станет принципиально иным. Да и как иначе, если речь идет об изменении самой информационной сущности фотографии — переходе от аналоговых процессов получения и обработки изображений к цифровым?

Между прочим, еще недавно такой переход не казался неизбежным даже при замене "фотохимии" на электронику. До самого последнего времени вполне реальной технической базой электронной фотографии многие фирмы считали также магнитную видеозапись в телевизионном формате, то есть процесс аналоговый. И не просто считали, а выпустили на этой основе вполне работоспособные аппараты (см. ниже).

Но неуклонное падение стоимости элементов и устройств цифровой памяти при рбсте их удельной емкости, удешевление компакт-дисков, быстрый прогресс методов обработки и сжатия видеофайлов и т.д. — все это окончательно сделало "базовым" в данной области цифровой прибор — компьютер, а не видеомагнитофон и не телевизор.

Отныне уже нет сомнений, что популярность DC (цифровой камеры — от "digital camera") будет расти лавинообразно. Точно так же, как в свое время, в 80-е гг. прошлого века, после перехода от дорогих, неудобных стеклянных фотопластинок к легкой и дешевой фотопленке начала стремительно завоевывать массы традиционная фотография.

Что касается ее "цифровой соперницы", то сейчас она отстает лишь по разрешающей способности снимков. И специалисты прекрасно понимают, что DC окончательно восторжествуют, лишь сравнявшись по этому показателю с пленочным 35-мм аппаратом умеренной стоимости. Однако принципиальных преград тут нет — в конечном счете все определяет цена устройств формирования

•/ Nikon