Техника - молодёжи 1996-08, страница 30

Техника - молодёжи 1996-08, страница 30

ТЕХНОДРОМ

Рубрику ведет главный редактор телепередачи «Технодром им. Кулибина» Андрей Самохин

ТРИЛЛИОН В ЧЕМОДАНЧИКЕ

Не один триллион рублей экономии скрыт, считает московский инженер Н. И. Дидо-ренко, в его потрепанном «дипломате». Там же помещается и ноу-хау, над которым он трудился почти 30 лет. Впрочем, как утверждает Николай Ильич, его прибор могли сделать почти век назад — сразу же после изобретения ламповых диодов...

Дидоренко создал электроискровой ви-броупрочнитель поверхности чугуна стали, титана и других металлических сплавов. Принцип его действия уже давно известен. Он исполь овался при упрочнении машиностроительных деталей и инстру ментов в разных странах и повсеместно был заменен на более «эффективные» методы Например, на гальваническое хромирование, газо- и плазменное напыление порошковых материалов.

Получается — изобретение Дидоренко — вчерашний день? Не стоит спешить, если не хотите уподобиться ребенку, который, получив игрушку и даже не поняв, как в нее играть, уже тянется к другой более дорогой.

Действительно, все детали, из которых собран прибор, можно «по дешевке» купить на радиорынке: трансформатор, конденсаторы, диоды, провода, эпектрови-брато.р. Да, многое в виброупрочнителе совпадает с известными аналогами. Вот и злектросхема является доработкой японского образца...

Изменению подвергся лишь один компонент (ноу-хау автора), но как раз он и стал определяющим: с его применением эффективность процесса выросла на порядок1 Причем по сравнению не только с приборами того же класса, но и с самыми суперсовременными (правда, и сверхдорогими) пособами

Убедимся: без всяких гальванических ванн, глубокого вакуума, благородных металлов и вредных газов, экологически безвредной технологией Дидоренко можно обеспечивать на порядок большую износостойкость машиностроительных деталей, подвергающихся самым значительным нагрузкам. При зтом предварительная термическая и химико-термическая их обработка водится к прос ейшим ее видам — цементации и нормализации. В 60 раз снижается расход тугоплавких металлов и в 100 раз (по сравнению с азотированием) — расход электроэнергии. В 2-3 раза повышается термоустойчивая прочность технологической оснастки, обрабатываемый металл внутри термически не деформируется.

В результате понижаются и требования к чистоте окончательной обработки трущейся поверхности и эксплуатационной смазке. Кроме того не нужна предварительная подго овка (обезжиривание, очистка) поверхности, все операции можно проводить на воздухе, следовательно, снимаются габаритные ограничения.

Применяя этот «заново изобретенный» метод, предприятия в 3 раза сокращают свои производственные площади и капитальные затраты1

Разберемся в «физхимии» упрочнения «по-Дидоренко». Она отличается от той, что происходи при обычном искровом легировании. У автора не было в распоряжении лвборатории для проведения деталь

ных исследований, однако, подытожив многолетние испытания на машинах трения, он обнаружил, что известные физические эффекты, сопутствующие повышению износостойкости, не только сохраняются, но даже наоборот — в соответствии с классической трибологией, многократно усиливаются.

Под воздействием импульсов тока мельчайшие частицы сплава, из которого сделан рабочий электрод вибратора, проникают в поверхность металла, образуя уникальный защитный слой толщиной в несколько десятков микрон (1). По-видимо-му, такое «внедрение» происходит и на атомном, и на молекулярном уровне. К удивлению ученых, практические результаты здесь сильно oi ережают их тео ретическое обоснование.

Технология Дидоренко обеспечивает проработку подслоя стали на глубину от 0,35 мм в закаленной 40Х до 3,5 мм в нормализованной, термоулучшенной 40Х. Производительность такой операции в минуту — от 1—3 см при ручном способе (2) до 2 — 6 см при механизированном, то есть укреплении вибратора на рабочем органе станка.

Шероховатость покрытия составляет 3,2— 6,3 мкм, а после выглаживания — максимально 0,4 мкм. В зависимости от режима работы оно может быть как тугоп авкое, твердое, так и мягкое, легкоплавкое — антифрикционное жаростойкое, коррозион-ностойкое, токопроводящее, декоративное... Например, при нанесении самоприрабатывающихся композиционных покрытий на высокопрочный чугун его износо- и противозадирная стойкосп становятся не хуже, чем у быстрорежущей стали Р6М5 — материала весьма ходового в машиностроении и стоящего на порядо» дороже.

Обработанные Дидор« нко наши обыч-

ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 896

ные дисковые пилы для резки стальных тонкостенных труб по своим свойствам становятся в 10 раз лучше западных. К тому же у упрочненных полностью исключается скол зубьев. С помощью новой техно логии можно «закалять» и перочинные ножики, и сложные поверхности автодеталей, и огромные валы турбин. Особо зарекомендовала она себя при обработке пар трения в дизелях, насосах, знергоармату-ре АЭС буровых долотах, авиакосмической, военной технике, то есть там, где надежность и долговечность — вопрос жизни и смерти.

Еще Д.И.Менделеев считал проблему трения и износа одной из самых сложных и актуальных для науки. Ныне же она приобрела вдобавок государственное и даже планетарное значение. Поскольку напрямую связана с долговечностью вещей, производимых людьми, а следовательно, и скоростью «проедания» природных запасов, за которые ia Земле идут открытые и скрытые войны. Но вот парадокс: именно в долговечности точнее, в запланированной фирмами недолговечности изделий скрыта оборотная сторона рыночной цивилизации. Зачем выпускать слишком надежную и прочную продукцию, если это уменьшит общий товарооборот — и, значит, прибыль? Подход, характерный для капитализма, уже пятилетку упорно прививают и промышленности России. Вместе с нашими известными реалиями: резкое падение культуры и качества производства, общий стремительный обвал его, этот подход практически исключает внедрение революционного метода Дидоренко.

Впрочем, со странными для нормальной логики препятствиями изобретатель столкнулся и в советское время. Вспомните ежегодные простои многочисленной сельскохозяйственной техники из-за нехватки запчастей. А истерики автолюбите леи из-за того, что ВАЗ не успевал выпускать быстро выходящие из строя кулачковые распредвалы и крестовины для Жигулей»? Еще тогда для упрочнения этих и других деталей прибор Дидоренко был испытан в Тольятти и на московском ЗИЛе. Результаты испытаний оказались блестящими, однако... он не был принят. «Именно потому, что результаты были слишком хороши», — сокрушается автор.

«Интересовались методом очень многие, — говорит Николаи Ильич. — Были заключены более дюжины договоров, например с «Атомэнергоремонтом», «Союзжел-дормашем», тракторными заводами... НАМИ брал прибор для упрочнения деталей в принципиально новом аксиально-поршне-вом двигателе. А итог? В первом месте закончилось финансирование, во втором свернули производство, в третьем — руко води ели предпочли закупить дорогостоящую западную технологию и теперь регулярно катаются в загранкомандировки.. Правда, уже несколько лет на одном из крупных заводов Урала по этому методу успешно упрочняют молотовые штампы, а на Северном Кавказе — прокатные валки для горячего обжима. Но все это мелочи по сравнению с тем, что разработка смогла бы дать стране. Ведь только упрочнение в 5 раз нарезных метчиков, при их стоимости $ 3, приведет к ежегодной экономии в $ 50 000 на каждого работающего! А если на простейших механических «вертушках» начать с помощью ручных приборов массовое хромирование ребер колес железнодорожных вагонов которых в стране миллионы? Продление хотя бы вдвое срока службы каждой «злесной пары, стоящей $1500, а с ней соответственно, еще и каждой пары рельсов... Да это ж астрономические цифры1»

28