Техника - молодёжи 1996-08, страница 33ны, а свою работу рассматривали только как «рацпредложение». Со временем стали появляться и другие конструктивные решения. Музыкант, певец, рассказчик, а всего — кружок да ящик Поскольку Эмиля Берлинера в 1888 г: «угораздило» изобрести граммофон, ему же пришлось изготовить и первую грампластинку. Для ее полумения матрицу-оригинал вдавливали в горячий листовои целлулоидный диск, который затем охлаждали до требуемой твердости. В 1889 г., решив поставить дело на широкую ногу, владельцы немецкой фирмы «Кре-мер и Рейнхардт» приобретают у Берлинера лицензию на изготовление грампластинок. После этого в течение трех лет они производились только в Германии. Но действительно массовое распространение грампластинка получила после создания в самом конце XIX в. американским инженером Элдриджем Джонсоном надежной конструкции воспроизводящего аппарата, получившего после не оторых технических изменений имя «патефон»(от названия французской фирмы «Пате»). В России он появился вскоре после начала его выпуска. Редкие и ценные грампластинки ввозились из Европы и Америки. Одним из первых их заказчиков и распространителей стал петербургский инженер А.А. Бурхардт, который занимался торговлей всевозможными техническими новинками. И вот уже на Невском проспекте, в Пассаже, торговая фирма «Граммофон» (всего через год после появления ее первой студии в августе 1898 г в Лондоне, на Мейден Лейн) открывает специальное ателье для меломанов. Неслыханная звуковая реклама завлекает туда толпы зевак, и не только, ибо и коммерческая сторона сего предприятия удалась на славу — к 1910 г. у нас уже насчитывалось более полумиллиона граммофонов и около пяти миллионов пластинок — цифра по тем временам ошеломляющая. Но будем справедливы, без возникновения отечественной индустрии грамзаписи этого бы не произошло. На первой российской грампластинке зазвучали голоса солистов Мариинского театра — бас К. Серебрякова и теноры М. Чуп- 3. Парлограф — усовершенствованный фонограф. Конец XIX в. (Экспонат Политехнического музея. Москва). рынникова и Г. Морского. Не обошлись и без родимого щипкового музыкального инструмента — вторая пластинка была отведена сольному концерту знаменитог балалаечника В. Андреева. «Большие подвижки в улучшении качеет ва звукозаписи произошли с изобретением электромеханического метода регистрации звука. Уже в самом начале промышленного производства грампластинок возникла необходимость стандартизации некоторых их параметров, иначе каждую пришлось бы комплектовать граммофоном той же фирмы. Тогда же были «узаконены» направление вращения диска — по часовой стрелке, скорость вращения которого по прихоти изготовителей колебалась от 76 до 84 об/мин. Так, в СССР в 1937 г. было выбрано 78 об/мин, чего придерживались вплоть до 1970 г. В 1948 г. американской фирмой «Колумбия» был создан первый долгоиграющий диск. Он вращался со скоростью 33 1/3 об/мин и звучал 50 мин — в 5 раз дольше! К столь значительному увеличению времени его работы привело сужение звуковых канавок от 150 до 66 мкм. Диаметр долгоиграющей пластинки-гиганта (LP) составлял 300 мм, а диаметр пластинки-миньон (SP) -175 мм. Конечно, ключом к успеху явилось не только увеличение времени звучания, но и использование нового материала ^винилита. А спустя год опять же американская фирма «RCA» выпустила оригинальный музыкальный автомат, самостоятельно меняющий пластинки. Этот «монстр» заряжался сразу восемью пластинками, что существенно увеличивало время непрерывной «игры». Нетрудно подсчитать число комбинации (перестановок) — 4032. Вникните, какие неожиданные эффекты можно получить при умело подобранной «композиции»! В 1957 г. появились первые стереофонические грампластинки. Еще в начале 60-х они были редкостью. Достаточно вспомнить, что записи известнейшей в мире рок-группы «Ролинг-Стоунз», сделанные в 1962— 1963 гг., были монофоническими. Отечественные стереофонические пластинки начали продаваться лишь в конце 60-х. Они имеют не одну (как моно), а две звуковые канавки (продольную и поперечную) для левого и правого звукового канала. Но что же дает стереозвук? Прислушайтесь к бормотанию старенько го телевизора, радис приемника или радиолы, — и вам покажется, будто все население говорящего ящика «втиснулось» в корпус радиоустройства — монозвук исходит именно оттуда. Стереофония же внесла в звуковоспроизведение такие характеристики как «прозрачность звучания», «объемность» и т. п. А эффект присутствия? Ведь в воспроизводимой стереофонической пластинкой звуковой панораме можно четко определить нахождение в пространств того или иного музыкального инструмента. Особенно высоким качеством звучания отличаются стереофонические пластинки фирм CBS, Vertigo, EMI Records Charisma, a из новых — Gates of Dawn и 4AD. В 60-х гг грампластинки стали удостаиваться титулов «бронзовых», «серебряных» и «золотых» дисков. Присваеваемая степень благородства металла прямо пропорциональна объему реализации, необходимый минимум которого в различных странах разный и зависит от численности населения. Например, в США он составляет 500 тыс., а в Англии — 100 тыс.. Появился и сверхпочетный «платиновый дисю Такой титул с января 1976 г. начали присуждать пластинкам, проданным миллионными тиражами. Но на этом коммерсанты не успокоились: в 1984 г. был придуман титул «мультиплатиновый диск». Главное преимущество грампластинки — высокое качество звучания. До 1970 г. рабочий диапазон частот, который мог быть записан на диск, не превышал 30 — 16 000 Гц. Для справки: человеческое ухо воспринимает частоты от 16 до 18 — 19 000 Гц. В 1980 г. в нашей стране вступил в силу новый государственный стандарт, согласно которому полоса частот грамзаписи расширялась до 20 — 20 000 Гц А мощность сигнала возросла на 3 дБ (примерно в 1,4 раза). Тем самым улучшалось соотношение сигнал — шум. Поясним: это значит, что ни одно из колебаний с частотой, лежащей в пределах указанного диапазона не искажается по амплитуде больше, чем на 3 дБ. К существенному показателю грампластинки относится износостойкость. Степень 4. Прибор Э. Берлинера для звукозаписи первых граммофонных пластинок. 80-е гг. XIX в. На плоский диск резцом по спирали наносилась звуковая канавка. С 1900 г. она несколько видоизменилась — игла, вместо вертикальных, стала совершать горизонтальные колебания. ' ' i |