Техника - молодёжи 1996-10, страница 15

Техника - молодёжи 1996-10, страница 15

НОГА

с семьями. Прибываем на место — а там уже завершены проходческие работы, две шахты почти готовы. Чтобы их пройти, требовалось как минимум полгода — откуда следует, что бункер начали строить до войны.

Мы поселились в школе на улице братьев Коростелевых. Жили в классах, по четы-ре-пять семей в одной комнате, кое-как разгородившись... С первых же дней приступили к монтажу систем жизнеобеспечения — сантехники, вентиляции, энергетики, теплоснабжения; все оборудование прибыло из Москвы раньше нас. Работали круглосуточно, в две смены по 12 часов, под жестким контролем в обстановке строжайшей секретности. Людей хватало, любые нужные материалы и технику доставляли по спецзаказу, снабжали отлично. Руководил стройкой Николай Михайлович Исайя, тоже инженер-метростроевец.

Главной трудностью явилась как раз необходимость блюсти конспирацию — никак нельзя было допустить, чтобы горожане узнали, чем мы занимаемся. Поэтому вырыли временную штольню, выходящую за территорию обкома, и по ней вывозили грунт — мимо городского театра на склон холма. А уж оттуда землю убирали ночью. К апрелю 1942 г. в основном закончили монтажные работы, к декабрю — отделочные.

...Несколькими месяцами раньше под Хлебной площадью выстроили убежище для дипломатического корпуса — не столь глубокое и отделанное попроще, с дере-

ГЕНСЕКА

писали, что Сталин непомерно преувеличил опасность повторного немецкого наступления на столицу и не внял Жукову, правильно предвидевшему основной удар на юге Европейской части страны. Справедливости ради отметим: у Верховного имелись если не основания, то повод настаивать на своем.

Сегодня известны подробности операции «Кремль», разработанной и проведенной ОКБ: это была продуманная, ненавязчивая и убедительная дезинформация, предназначенная для генштаба Красной Армии. Сводилась она именно к тому, что московское направление останется для вермахта главным и в 1942 году. А внедряли ее в Ставку такие прекрасно подготовленные и законспирированные агенты Абвера, как, например, Владимир Миницкий: он перед войной состоял в секретариате Сталина, 13 октября 1941-го угодил в плен под Вязьмой, был завербован ведомством Канариса, а спустя восемь месяцев, снабженный безукоризненной легендой, вернулся на Родину и умудрился устроиться на работу в ГКО!

Таким образом, даже после успешного контрудара советских войск под Москвой от идеи резервной столицы не рискнули отказаться. Строительство бункера в Самаре не прерывалось. Лишь к концу 1942-го окончательно стало ясно, что Гитлер войну проиграл. Сталин так и не выехал из Москвы. Постепенно туда возвратились эвакуированные министерства и ведомства, а в 1943-м —дипломатические миссии...

ЗА СКРОМНОЙ ДВЕРЬЮ ПОД ПАРАДНОЙ ЛЕСТНИЦЕИ

Несколько ступенек вниз. Маленькая площадка; справа двери лифта; чуть дальше

Суммарная жилая площадь убежища — 200 кв. м, не считая технического этажа. Глубина — 37 м. Для сравнения: личные убежища Черчилля и Рузвельта располагались всего лишь на уровне «минус второго» этажа, гитлеровский бункер в Берлине уходит в землю на 12 м, знаменитое «Вольф-шанце» под Винницей — на 16.

Наконец, мы на дне — на 12-м этаже от поверхности.

Комната отдыха Иосифа Виссарионовича. Не больше 20 кв. м, скромная, но уютная и со вкусом отделанная. Письменный стол, то ли старинный, то ли под старину, с зеленым сукном. Диван под серовато-бе-лым холщовым чехлом. Светлый паркет, высокий сводчатый потолок с алебастровой лепниной, люстры. На стенах и потолке — панели, обитые голубоватой материей, — что-то вроде ложных окон. Портреты Суворова и Кутузова. Шесть дверей, из которых одна входная, одна в туалет, а остальные четыре... не ведут никуда. Открываешь — глухая стена...

Эти ложные двери уже несколько лет составляют предмет псевдонаучных гипотез и насмешливых догадок. Многим особенно нравится такая: хотели внушить посетителям, что комната со всех сторон окружена охраной. Но, вполне вероятно, ближе к истине самарский писатель Андрей Павлов, автор книги «Запасная столица» (Самарский дом печати, 1995): лишние двери снимали гнетущее ощущение замкнутого пространства. Ведь за всякой дверью автоматически предполагаешь коридор, другое помещение, а то и улицу. И даже если известно, что на самом деле ничего там нет, психологическое действие сей нехитрой уловки сохраняется.

Вот только зачем фальшивые двери открываются?..

Рабочий кабинет Сталина — он же зал заседаний Политбюро. Здесь светлее и просторнее, но интерьер аскетически официальный. Длинный стол посредине, с 14 стульями для заседающих, и второй — возле стены, для стенографистов. Еще два

Комната отдыха.

небольших стола у двери: справа — для личного секретаря Сталина, слева — для дежурного офицера охраны. Наконец, широкий и длинный стол председательствующего; позади его кресла — огромная карта военных действий.

Мы невольно вспомнили другой бункер (где, кстати, Сталин не раз бывал) — в Москве, на Мясницкой (см. статью «Когда Метро-2 еще не было», «ТМ» № 1, 1996). Как он убог по сравнению с самарским и в

вянными стенами. К приезду высоких гостей все подготовили, в том числе личный автопарк генсека — несколько бронированных лимузинов, заблаговременно перевезенных из Москвы. Со дня на день ждали хозяина. Но тот беспрестанно откладывал отъезд, а после разгрома немцев под Сталинградом решил остаться в столице уже окончательно.

Объяснимся. Успешное контрнаступление советских войск е декабре 1941-го не отвело угрозу от Москвы бесповоротно. Многие историки и беллетристы позднее

Ра 6 ии ка г председателя ГКО.

лестница в подземелье — 192 ступени под мрамор, железные перила. Чугунные тюбинги с резиновыми прокладками между стыками. Ими обделаны оба шахтных ствола. Снаружи тюбинги оклеены гидроизоляцией и защищены метровой железобетонной рубашкой. Сверху объект прикрыт железобетонной плитой толщиной 4 м. На отметке 34 м — технический зтаж: галерея с системами жизнеобеспечения, соединяющая шахты.

: ' и ■ : v С Л ] n Е 1 0 3 б

■ПШн