Техника - молодёжи 1996-10, страница 16МЕЛОМАНИЯ каком запустении находится сегодня! Впрочем, судя по всему, будь он и по сей день в исходном состоянии, впечатление вряд ли сильно изменилось бы. Впору предположить, что перенос столицы в Самару планировали заблаговременно, всерьез и надолго, и потому в Москве выстроили надежный, но простенький и неказистый бункер, зато тамошний отделали красиво и уютно, хотя без роскоши... Сегодня он точно таков, как полвека назад — вплоть до интерьера помещений, цвета стен и т.д. Будто до сих пор ждет высокопоставленного постояльца... Мы беседуем с директором «исторического объекта гражданской обороны» А.В.СОЛУЯНОВЫМ. — Подземелье под внутренним двором бывшего обкома сейчас находится на балансе МЧС, — говорит Анатолий Васильевич, — и формально музеем не считается. А надо бы: ведь оно не только исторический памятник, но также инженерный шедевр, монумент тем золотым рукам и головам, которые его создали. Все шесть томов книги отзывов пронизаны мыслью о том, что бункер непременно надо сохранить хотя бы в качестве мемориала, даже если ни на что иное он не годен. Между тем поддерживать его в рабочем состоянии чрезвычайно трудно. Кстати, он еще и создает проблемы для городского хозяйства, поскольку стал своеобразной плотиной для грунтовых вод. Есть подозрение, что со временем это елияние усилится. Пока оно выражается в том, что затоплены подвалы окружающих домов. Обкомовский, правда, сухой.. Хорошо еще, что на наши просьбы откликается администрация города и области, — продолжает А.В.Солуянов. — Совсем недавно косметический ремонт закончили — средства на него выделил Олег Николаевич Сысоев, мэр Самары, за что выражаем ему искреннюю благодарность. Теперь вот хотим электрическое хозяйство обновить — направили письмо с просьбой о помощи губернатору области господину Титову; как нам сообщили, он уже дал добро — ему тоже огромное спасибо. А вообще надо включить наш объект в список охраняемых и субсидируемых государством. Ведь первое место, куда рвутся гости города, — бункер Сталина! Да вот, за примером недалеко ходить: завтра встречаем гостей иэ Америки, приславших заявку еще в феврале. Сами понимаете, при таком интересе и наплыве туристов отовсюду просто необходимо поддерживать бункер в соответствующей кондиции. Пока удается. Отлично работает насосная станция, откачивающая всю грязь в городскую канализационную сеть. Фильтровально-воздушные установки исправно функционируют в нескольких режимах: воздух в подземелье даже чище, чем на поверхности. Вода поступает из городского водопровода, есть и артезианская скважина; автономной водоочистительной станции нет. Да она и не нужна: бункер рассчитан лишь на кратковременное пребывание в нем при бомбежках, поэтому здесь нет также ни столовых, ни спальных помещений. Мы, со своей стороны, обеими руками подписываемся под предложением Анатолия Васильевича — придать бункеру Сталина в Самаре официальный статус государственного музея. И от себя добавим: точно так же подземелье на Мясницкой в Москве следовало бы сделать музеем. Конечно, его придется сперва отреставрировать. Но затраты окупятся — и материально, и морально. ■ Фото Владимира ЕГОРОВА Йдавдв 0Д У| ^^ КОМПОЗИТОР Как рождается музыка? Объяснить не может никто. Что и хорошо, иначе исчезнет таинство творчества. Впрочем, невольно вспоминается знаменитый эпизод из фильма «Большой вальс»: Иоганн Штраус едет в коляске, слышит пенье птиц, бег лошади, еще что-то... И вдруг из это го хаоса выстраивается чарующий вальс. Но был ли он уже заложен в исходных звуках или те послужили лишь толчком для сочинения мелодии? Про Штрауса также рассказывали, будто он брызгал на нотную бумагу чернилами, а затем отмечал капли, оказавшиеся нотами вальса. Конечно, это анекдот, придуманный, вполне вероятно, самим композитором. Но как сейчас выясняется, не столь уж неправдоподобный. ...Я сочиняю музыку, даже не зная нот. Впрочем, не один, а в соавторстве с «Маэстро» — мультимедийной компьютерной программой с элементами искусственного интеллекта. Помогает нам в этом один из авторов системы В.Рыжов, тоже, кстати, не владеющий нотной грамотой. («Маэстро» разработан АО «Елесай» при участии фирмы «Русс».) Вначале задаю компьютеру музыкальный стиль — «а-ля диско». Затем ритм — быстрый. Следующий этап — выбор инструментов. Начинаю с ударных. Звучит один, затем к нему присоединяется другой. — По-моему, первый бьет слишком часто, — говорю я. — Ну что же, замедлим — откликается Рыжов и дает команду компьютеру. Теперь вводим пианино. И вдруг появляется мелодия. Откуда она взялась? Кто ее придумал? — «Маэстро», — поясняет Рыжов,— Как известно, существуют законы симметрии, пропорции (золото о сечения), нарушенной симметрии и тд. Основываясь на них и был создан алгоритм программы. Сочинение музыки в самых общих чертах происходит так. Генератор случайных чисел совершенно произвольно (правда, все же с учетом некоторых начальных настроек, например, выбранного стиля) выдает несколько нот. За тем этот музыкальный фрагмент по заложен-нь м алгоритмам такт от такта немного меняется. В результате из случайного набора первых нот рождается мелодия. Причем число ее вариантов фактически неограниченно. Вы можете активно вмешиваться в процесс изменяя ритмы, стили, оттенки, нюансы музыки. Рыжов предлагает еще обогатить звучание. Мы дополняем ансамбль а ектро итарои басовой, вводим аккомпанемент — скрипку. Самое удивите ьное, что они сразу же включаются в ансамбль, играют слаженно, будто давно все отрепетировано. Демонстрируя возможности «Маэстро», Рыжов заменяет пианино трубой. Лейтмотив уже немного изменился, к нему подстраиваются и остальные инструмен ь Затем варьирует ритмы, выразительность и насыщенность звучания инструментов, приглушает одни и выделяет другие. Но где же здесь творчес во? Ведь «Маэстро» сочиняет по своим алгоритмам — Оно — в отборе, - отвечает Рыжов. — Чтобы в хаосе звуков услышать «Большой вальс надо быть Штраусом. «Маэстро» предлагает множес во мелодий, от вас зависи — поймаете • золотую рыбку» или нет Один вытащит «Чижика-пыжика», другой «Миллион алых роз», третий, что не исключено, и «Лунную сонату». — Ну вы уж замахнулись... — Ничего подобного. Ведь «Маэстро» не только отличная игрушка для тех, кто хочет развить свои му-зькальные способности, но и большое подспорье для профессиональных композиторов, хотя они пока и принимают его в штыки. Возмущаются: как можно механизировать творчество, божии дар? Это от непонимания сути. Компьютер генерирует музыкальные эскизы, а выбор — за ними. Здесь напрашивае гея такое сравнение: «Маэстро как бы осыпает композитора «ньютоновыми» яблоками. Правда, они не совсем спелые, скорее зеленоватые, дальше все зависит от степени таланта... В заключение мне продемонстрировали несколько произведений, созданных самими авторами с помощью Маэстро . Признаюсь, они ничуть не хуже, чем многочисленнее опусы, звучащие сейчас по радио и елевидению Система демонстрировалась на Всемирной компьютерной выставке Цебит-96» в Ганновере («ТМ» N° 7 за 1996 г.), и вызвала большой интерес как специалис ов, так и просто посетителей. В нашей стране ее уже можно приобрести в магазинах, тоимость от 12 до 45 долл. в зависимости от комплектации i упаковки. К сожалению, на столичных рынках появился пира ский тираж «Маэстро», выпущенный в Китае. Цена, конечно, сущес венно ниже. Однако вряд ли стоит экономить, ведь мошенники не гарантируют качества. Сеи1 ас выходит в орая версия системы более интегрированная под операционную среду Windows, что удобней для пользова еля. ■ Коллаж Александра КУЛЕШОВА ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 10 ' 9 6 14 |