Техника - молодёжи 1997-01, страница 15ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ КИБЕРСПЕЙС1. Профессор Реджи-нала Голледж уверенно передвигается по Санта-Барбаре благодаря обрабатывающему спутниковые сигналы компьютеру, который создает для него виртуальную акустическую модель городских улиц: "Слева я слышу »Мак-Дональде-, справа - городскую библиотеку, немного дальше - кабачок »Жареные цыплята из Кентукки"... Правда, более мелкие приходите я нащупывать тростью!» межличностном общении, с трудом поддаются моделированию, — грустно отмечает Дэвидсон.— Увы, компьютер пока еще не может достоверно сымитировать контакт пациента с другим человеком... Но если говорить о реабилитации инвалидов, тут BP работает, на мой взгляд, чрезвычайно ус тью, новейшие технологии уже готовы представить подобным мученикам великолепную возможность справиться с болезнью... И не где-нибудь, а в киберпространстве! (См. «ТМ», № 6 за 1993 г.) «Это весьма многообещающий способ искоренения застарелых фобий, — утверждает Джеральд Дэвисон, профессор психологии и декан Коммуникативной школы при Университете Южной Калифорнии. — Уникальная эффективность подобной психотерапии объясняется тем, что Виртуальная Реальность, с одной стороны, неизмеримо реалистичнее обычного человеческого воображения, с другой же, больному гораздо проще справиться с BP, чем с подлинной реальное - Вернемся в лабораторию доктора Ротба-ум. На дисплее ее быстродействующего рабочего инструмента Graphic Workstation сме няются с виду безыскусные картинки в духе детских мультяшек, но стоит лишь пациенту надеть информационный шлем — и для него все разительно меняется, являя завораживающе мобильный мир, который страдалец на дух не переносит. Впервые глянув вниз с виртуальной высоты, наша знакомая Элен ощутила всю гамму привычных тошнотворных симптомов... Представьте, хватило всего семи сеансов ВР-терапии, чтобы она и девять ее товарищей по несчастью практически полностью избавились от своих страхов! Акрофобия — не единственная забота научной команды Ротбаум: арахнофобов поджидает виртуальное царство омерзительных мохнатых пауков, а для мучимых ночными кошмарами ветеранов вьетнамской войны подготовлена весьма правдоподобная имитация вертолетного налета на виртуальные джунгли. В Вашингтонском университете медики используют BP для экспериментального лечения пациентов с болезнью Паркинсона. Этот известный синдром обусловлен поражением подкорковых ядер головного мозга (первопричиной может быть атеросклероз, энцефалит или разного рода травмы) и проявляется скудостью мимики, скованностью движений, дрожанием рук и ног, нарушениями речи,походки и прочая. Один из главных симптомов паркинсонизма — так называемая акинезия: находясь на ровной поверхности, больной либо вообще не способен сдвинуться с места, либо с трудом передвигается короткими шаркающими шажками. Однако, как это ни странно, тот же самый человек без особого труда ходит по лестнице и преодолевает невысокие препятствия... Парадокс? Конечно! Он-то и лег в основу терапии, предложенной директором Лаборатории координации человека и машин — доктором Сьюзен Уэгорст. С помощью инфошлема решительная ученая дама отправляет своих пациентов в крайне неудобный для свободного передвижения абстрактный мир, битком набитый всяческими препятствиями и препонами. Сие виртуальное пространство отнюдь не статично — конфигурация его меняется с легкостью необыкновенной, а пребывающий там кибернавт просто вынужден на все это реагировать. Вот к человеку подкатывается то ли холмик, то ли волна, и он инстинктивно готовится перешагнуть барьер... но тот неожиданно разглаживается у него под ногами! В общем, варьируя расстояние между препятствиями, их высоту и скорость приближения к пациенту, в конце концов удается сдвинуть того, что называется, с мертвой точки и научить относительно нормально шагать по ровной поверхности. К сожалению, на нынешний день терапевтическое применение BP ограничено довольно простыми физическими ситуациями. «Сложные страхи, возникающие при
|