Техника - молодёжи 1997-01, страница 16

Техника - молодёжи 1997-01, страница 16

СТРАНСТВИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ТЕЛА

Одним из пионеров этого направления является доктор Уолтер Гринлиф, чья фирма Greenleaf Medical Systems, базирующаяся в Пало-Апьто (Калифорния), уже несколько лет занимается систематической разработкой оригинальных ВР-тренажеров для лиц с физическими недостатками.

«Человек с ограниченной двигательной активностью чаще всего вынужден довольствоваться столь же ограниченным окружением... Но его виртуальное «Я» в принципе совершенно свободно, что и открывает перед инвалидом доселе невиданные возможности», — так объясняет Гринлиф цель своего экспериментального проекта Wheelchair (инвалидная коляска). Его подопечные, надев инфошлем, свободно катаются по улицам и коридорам зданий ВР-аналога натурального города, в реальности для них недоступным... Эффектный аттракцион? Нет, весьма серьез-

Как известно, архитекторы не первый десяток лет разрабатывают и уточняют концепцию городской застройки применительно к нуждам человека в инвалидной коляске. Путешествуя по виртуальным копиям зданий, кибернавты Гринлифа самостоятельно выявляют все присущие им неудобства и недостатки — чрезмерно крутые пандусы, слишком узкие дверные проемы, тесные кабины лифтов и т.п. Что немаловажно, в процессе виртуальных исследований инвалиды обучаются искусно управлять коляской! «Тут необ

ходим чрезвычайно упорный треннинг, — замечает глава проекта, — и не будь ситуация столь близка к реальности, многие пациенты давно бы плюнули на всю эту тягомотину... У нас же они от души наслаждаются нежданной свободой».

Гринлиф готовится подключить к проекту Wheelchair специальную систему Teleworkers, чтобы представить своим подопечным реальную возможность стать полноценными тружениками виртуальной эры. В технической реализации замысла активно участвуют специалисты Демонстрационного центра BP при Институте экономики и организации труда в Штутгарте (Германия), разработавшие оригинальную концепцию коллективного пользования множеством объединенных в высокоскоростную сеть ЭВМ: изюминка ее в том, что инвалиду не придется раскошеливаться на покупку сверхмощного суперкомпьютера — ВР-картинку он получит по кабелю из вычислительного центра! Будут задействованы и технологии Телемедицины: в частности, предполагается установить телеметрическую связь между рабочими местами инвалида и его лечащего врача, дабы тот всегда был в курсе самочувствия пациен-

Начинание Гринлифа, разумеется, не единственное в своем роде. Так, с помощью BP в штате Орегон обучают правилам дорожного движения детей-инвалидов, существуют и другие проекты с различными конкрет-

принципиальная суть их едина.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОТЕЗЫ...

Некоторые не столь глобальные разработки Гринлифа — своего рода побочные продукты дорогостоящих ВР-систем — уже получили довольно широкое коммерческое применение. Вот одна из них, именуемая Glove Talker: изобретательный ученый подключил к обычной персоналке киберперчатки — изначально предназначенные для взаимодействия с виртуальной средой — и ввел в память машины специальную программу, преобразующую пальцевый код глухонемых в буквы, слова и фразы. И теперь в крупных американских больницах «Говорящей перчаткой» снабжают пациентов с тяжелыми физическими расстройствами, которые могут общаться с окружающими лишь слабыми движениями пальцев.

Кстати, недавно специалисты Медицинского центра при Комитете по делам ветеранов, вывернув идею Гринлифа, что называется, наизнанку, создали в пару Glove Talker электронно-механическую руку Ralph («ТМ», № 2 за 1996 г.), которая переводит в язык жестов слова, набранные на клавиатуре компьютера посетителями слепоглухого па-

4. Пострадавший в автомобильной катастрофе пятилетний Кристофер Коббс обучается искусству передвижения по улицам родного города в инвалидной коляске. «Дети-калеки воспри-

увлекательную игру... Мы дарим им счастье быть свободными», — говорит Дин Иннман, научный сотрудник ис-

центра в Юджине (штат Орегон).

5. Облачившись в информационные костюмы, рабочие выполня-

занности, в то время как компьютер скрупулезно регистрирует их физическую нагрузку: эти данные будут полезны и медикам, и специалистам по организации труда.

циента.

Еще один «побочный продукт» вырастает из ВР-технологии киберзвука (Cybersound, Surround-Sound), создающей в киберпрост-ранстве «трехмерные» звуки и шумы. Попросту говоря, если в Виртуальной Реальности радиоприемник находится слева от вас, то и музыка слышится слева, но стоит лишь повернуть голову, и пространственное ощущение источника звука соответствующим обра-

ного принципа можно создать системы, позволяющие незрячим весьма уверенно действовать в окружающей обстановке, руководствуясь особыми акустическими сигналами!

Фирма неутомимого Уолтера Гринлифа старательно доводит до ума очередную разработку, долженствующую помочь слепому уверенно ориентироваться в новом для него здании. Суть системы в том, что виртуальный аналог реального строения представлен не трехмерной графической моделью, как это обычно делается, но в объемно-акустичес

ком виде: все входы и выходы, лестницы, коридоры, лифты и прочие подробности услужливо сигналят незрячему кибернавту о своем существовании и местоположении, а следовательно, любому закоулку дома соответствует характерная звуковая картинка. Короче говоря, предварительно изучивший «музыкальный план» нужного здания слепой может спокойно отправиться туда в реальности...

Весьма оригинальной системой ориентации на городских улицах пользуется проживающий в известной Санта-Барбаре профессор географии Калифорнийского университета Реджиналд Голледж: утратив зрение 10 лет назад, тот с помощью двух университетских коллег немедленно приступил к разработке принципов специальной спутниковой навигации — в чем и преуспел! Помещенный в заплечный рюкзачок компьютер в реальном масштабе времени координирует поступающие со спутника сигналы с цифровой картой Санта-Барбары, озвученной виртуальным объемным миром «акустических ключей»: дома, перекрестки, скамейки, деревья и так далее наперебой напоминают профессору о себе посредством обычных стереонаушников.

...ВЫШЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ МЕДИЦИНЫ

Заинтересовавшись системой Glove Talker, специалисты по организации труда разработали для нее новое программное обеспечение... И вот теперь по поступающим от перчаток сигналам вычисляют нагрузку на руки при

выполнении тех или иных физических работ, ну а если облачить трудящегося в информационный костюм, то можно определить полную физическую нагрузку на его организм. По мнению экспертов, в самом ближайшем будущем этой информационной технологии предстоит сыграть решающую роль в деле планирования эргономичных рабочих мест.

А пока она успешно применяется в различных областях спорта — и для вычисления нагрузки, и для коррекции малоэффективной техники спортсмена: в процессе тренировок (а также реабилитационной и лечебной терапии) информационный костюм может выявить совершенно незаметные обычному взгляду сбои в сфере моторики исследуемого индивида... К примеру, бостонская бейсбольная команда Red Sox успешно использует ВР-амуницию для «натаскивания» своих питчеров, а Европейское космическое агентство применяет так называемые аналоговые скафандры (Analog Biomedical Recorder Space Suit) для выявления специфики движений испытуемого в невесомости.

Но тут, пожайлуй, пора остановиться... О самых интересных применениях Виртуальной Реальности в лечебно-реабилитационных целях мы кое-что рассказали, остальное

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 197

кн

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Киберзвук
  2. Проект крутой лестницы

Близкие к этой страницы