Техника - молодёжи 1997-06, страница 63

Техника - молодёжи 1997-06, страница 63

Многие века Иерусалим был своего рода центром мира. Три великих религии расцветали в нем. Для нас, христиан, в этом городе проповедовал Иисус Христос, был замучен ужасной казнью распятия и воскрес в небесном сиянии, победив мрак смерти и дав нам религию, которую исповедую сотни миллионов людей. Каждый камень здесь, каждая пядь земли связаны с историей, со Старым и Новым заветом Библии.

Много чудес совершалось и совершается в Иерусалиме. Но святой огонь на гробе Господнем в Пасхальную ночь, особенно для нас, православных, является воплощением и подтверждением нашей веры...

Я много читал и слышал о нем, но в прошлом гсщу стал свидетелем и почти участником этого чудесного события. В Страстную субботу в густой толпе паломников стояли мы с женой на маленькой площади перед храмом Воскресения. Небо было покрыто тучами, шел проливной дождь. И вот, когда, наконец, были открыты тяжелые двери, массы народа понесли нас под полутемные своды огромного храма. Паломники, остававшиеся еще с вечера там, едва сдерживали напор новоприбывших.

Нам удалось занять место правее входа в ку-вуклию (так называется по- речески часовня над гробом Господним), примерно в 30 м от нее, пе-

СВЯТОЙ огонь

В ИЕРУСАЛИМЕ

щеннослужители сняли с него блестящее одеяние и митру. С непокрытой оловои в одном подряснике, блаженнейший вошел в часовню через придел Ангела (фото 1). Армянский епископ остался в его преддверии. Поднимаясь на носки, я видел только седую голову Дисщора и золотой венец епископа.

Моментально во всем храме потухли огни. Настали часы ожидания. Напряжение росло с каждой минутой. «Пошли, Господи, нам Твой огонь!» — зта мысль, зто желание сконцентрированное в душах тысяч людей, поднимались через высокие своды храма к небу... Минуты гробового молчания прерывались дикими криками арабов и барабанным грохотом. Никогда в жизни я не переживал такого напряжения — неужели Господь за наши грехи лишит нас своей милости?

Вдруг все покрыл ликующий крик паломников,

с научной точки зрения к столь поразительному явлению.

Невещественный огонь, по свидетельству апостолов и святых отцов, осветил пещеру и роб, где лежало тело Хрис а и поверг в страх римских стражников. Позже, в своей «Церковной истории» епископ Кесарии Евсевий (263 — 340) рассказал следующее: в 162 г., перед пасхальным богослужением, прислужник храма с ужасом заметил, что в свети ьниках нет масла. Произошло замешательство, но епископ Иерусалимский Наркис приказал напо нить их водой — и они загорелись в нужное время. В каком храме это происходило, сказать трудно, ибо храм Воскресения был построен св. царицей Еленой в 326 г.

Приор Франбрийского аббате ва Дон Каброль в своем сочинении «Паломничес во Сильвии» (сама Сильвия посетила Палестину в 385 г) сообщает уже о схождении святого огня в Великую субботу в храме Ва кресения.

В разные годы IX в. тому свидетелями стали епископ Эмесский Василий и монах Бернард.

Первым русским паломником, рассказавшим о святом огне на гробе Господнем, был игумен Даниил, путешествовавший в 1104 — 1106 гг. по Палестине. В те времена огонь загорался в светильниках с маслом. Когда ввели современный ритуал с самозажиганием ваты и свечей — нельзя

зазвенели колокола, над куполом кувуклии вспыхивали брызги света, преддверье придела Ангела осветилось, и патриарх вышел к толпе с двумя пучками ярко, как факелы, горящих свечей.

Благодать святого огня сошла на нас!

Словно степной пожар пробежа по рядам паломников — вспыхивали тысячи свечей (фото 4). Радос ные толпы народа двинулись из храма, зажигая друг у друга свечи. На площади продолжалось бурное веселье.

Принятие святого огня стало как бы завершением моей долгой богатой событиями жизни.

Как религиозный человек, я верю в чудеса, которые и сами укрепляют нашу веру. Но как врач, занимавшийся всю жизнь естественными науками и в связи с зтим обладающий значительной долей скептицизма, я решил попытаться подойти

точно установить. По крайней мере, в XVI в., по воспоминаниям паломников Позднякова и Суханова, уже фигурируют свечи.

В исории есть сведения о том, что иногда огонь не приходил. Так было в 1101 г., когда на богослужении присутствовали франкские рь цари-крестоносцы.

В то же время огонь три раза сходил к собравшимся перед храмом, когда мусульманские власти, подкупленные в одном случае папистами, в двух других — армянами, не допустили православное духовенство к кувуклии.

Особенно знаменательное событие произошло в Великую субботу 1580 г Армяне заплатит и большую сумму турецкому губернатору Иерусалима, чтобы православные не были допущены в храм. Но армянское духовенство безуспешно совершило службу перед кувуклией. В это время греки с патриархом Софронием молились снаружи. Вдруг раскололась колонна у врат храма и из нее вышел святой огонь, от которого были зажжены свечи. Турки с позором прогнали армян, два мусульманина уверовали в Христа, за что были замуче ы в тот же день Колонну с обожженной трещиной посредине можно видеть и теперь (фото 5 на с. 64; а на фото 6 — сам храм Воскресения).

Я уже говорил, что верю в чудеса Вся история человечества наполнена ими, божественными и небожественными. Чем дальше мы смотрим в прошлое, тем чаще находим их там. Правда, большинство оказываются заблуждениями или обманом, а порой просто не поддаются уточнению. Но есть определенный процент явлений, не объяснимых научно, нередко про иворечащих законам природы, и тем не менее неопровержимых. Конечно, и здесь ос ается элемент сомнения. Это поня но. Иначе они были бы фактами, а не чудесами.

ред приделом Лонгина-сотника. Знакомый паломник дал специально для этого праздненства заготовленные свечи (фото 2). Нас давили со всех сторон. На стенах, балюстрадах, колоннах и карнизах висели людские грозди. Разноязычный говор, молитвы и крики сливались в какой-то напряженный гул.

Дверь в кувуклию за ечатанную большой восковой печа ью (фото 3), можно было видеть, только поднявшись на носки. Как известно, часовню осматривают в пятницу представители всех вероисповеданий, включая чиновника Министерства религии Израиля, а главы двух арабских семей, которые по традиции хранят ключ от храма, ставят свои маленькие печати на глав ую желтую Тогда же на мраморную плиту гроба Господня кладе ся вата, на которую и сходит святой огонь.

Но вот послышалось церковное пение, красно-золо ые хоругви и образа трижды проплыли над толпой вокруг кувуклии. Крестный ход возглавил обла енный в пар евые ризы, с золотой митрой на голове, патриарх Иерусалимский Диодор I. Перед входом в кувуклию при пении молитв свя-

ТЕХНИКА-МОЛО/]

| ЕЖ И 6 ' 9 7

61