Техника - молодёжи 1997-06, страница 64

Техника - молодёжи 1997-06, страница 64

Впрочем, и в чудесах наблюдается некая закономерность: они чрезвычайно редки, спорадичны, неповторимы.

Чудо, совершающееся каждый год, в заранее известный день, в одной и той же форме, должно вызывать подозрение в сознательном обмане. Действительно, такое подозрение возникло уже в Средневековье.

Католический теолог Г.Кламет в своей книге «Чудо огня в Святую субботу в храме Воскресения» писал: «Изобретение таинственного горючего в VIII или IX в., было, вероятно, причиной изменения ритуала пасхального богослужения».

Известны многочисленные попытки разоблачения этого чуда. Особенно после завоевания Палестины турками в 1516 г. мусульманские чиновники тщательно проверяли процедуру явления святого огня. И ритуальный обыск, и запечатывание кувуклии, и снятие верхних одежд с патриарха идут именно с тех пор. Но никогда и никто не уличил иерусалимское духовенство в жульничестве или подлоге. Да, сегодня химики обладают целым рядом самозагорающихся веществ — но были ли они известны в Средневековье? Ведь фосфор, являющийся одной из главных их составных частей, был открыт только в 1669 г. Пронести подобные вещества в кувуклию и пустить их в ход не так-то легко. Куда проще спрятать и пронести маленькую зажигалку, поскольку былой придирчивый обыск ныне превратился в формальность.

Сошествие святого огня совершается после полудня, то есть когда Солнце стоит в зените. Это навело меня на мысль об увеличительных стек лах. Действительно, над кувуклией в крыше храма имеется отверстие. Но в самой кувуклии окон нет. Да и оптическое зажигание на аком расстоянии невозможно. Кроме того, небо безоблачно далеко не всегда. Например, во время нашего пребывания шел дождь.

За истинность чуда говорит и здравый смысл: невозможно представить, чтобы иерусалимское духовенство в течение веков так бессовес о обманывало верующих. А довод того же Кламета — что христиане в Иерусалиме, окруженные враждебным морем мусульман, должны были защищать себя чудом — просто неубедителен. После падения Османской империи им уже ничто не грозило, да и взаимоо ношения христиан и мусульман в Палестине, в отличие от многих других исламских стран, были всегда довольно спокойными.

Очень убедительны рассказы некоторых очевидцев. Так, монах Иосиф, которого я знал еще до его пострижения, сообщил в 1986 , что он год назад, сразу после того, как патриарх покинул с благодатным огнем кувуклию, вошел в нее, наклонился, чтобы поцеловать мраморную крышку гроба и увидел на ней множество огненных шариков. Инстинктивно придержав бороду, чтобы она не загорелась, он только через несколько секунд понял, что созерцает великое чудо.

Одна из гефсиманских монахинь рассказывала, что она пошла днем приложиться к гробу Господнему, держа в руке несколько свечей. И едва прикоснулась ими к гробу, они вспыхнули сначала слабым голубым огнем, который потом перешел в большое пламя.

Мы сами видели голубоватые огни над кувуклией перед выходом патриарха — хотя, возможно, это были отсветы вспышек многочисленных фотоаппаратов?

Конечно, доказать существование чуда невозможно. Даже если бы греческое духовенство допустило настоящую научную проверку беспристрастными учеными, и они не установили бы никакого подлога — все равно скептики стали бы утверждать, что проверка была недостаточной или неправильной.

Пусть же реальность Небесного Огня останется отражением глубины веры каждого!

От редакции. Надеемся, читатели с пониманием отнесутся к качеству некоторых снимков, сделанных автором в очень трудных условиях. □

Борис КРУТИЦКИЙ, научный обозреватель

ЕСЛИНЕЧУДО-ТОЧТОЖЕ?

Различие двух статей В.Флерова — даже не столько в том. что их темы касаются, как сказано в редакционном предисловии, «двух сторон нашего бытия — зла и добра». Кроме этого, они, так сказать, совершенно несоизмеримы по масштабу.

Что касается первой, то ее достаточно разобрать с точки зрения... литературоведения. То есть рассмотреть не описанную ситуацию, а способ, форму ее описания. Дело в том, что любой студент-филолог сразу узнает здесь давно известный фольклористам жанр — так называемую быличку. Это живой, бесхитростный, «своими словами» рассказ — от имени самого очевидца» либо его ближайшего родственника, друга и т.д. — о встрече именно с нечистой силой или покойниками. Рассказ отличают четкие жанровые признаки: всегда бытовая атмосфера, убедительные житейские подробности (очень типичен, например, этот мотив приглашения в гости), драматическая кульминация — «прозрение» героя, а также почти обязательный эпилог — тягостные последствия опасной встречи, часто много времени спустя. Ну, а конкретная концовка, использованная «Иваном — прямая литературная улика. Описание никем не видимого «нечистого», ходящего по храму и отвлекающего прихожан от молитвы, встречается аж в нескольких житиях святых. Ее даже Достоевский потом использовал в «Братьях Карамазовых», вложив в уста одного из монахов. Короче, «Иван» владел темой досконально и излагал ее классически. Похоже, зарабатывал далеко не первый стакан самогона...

Вот и все по первой статье. О второй же надо говорить гораздо серьезнее и подробнее. Поэтому начнем с некоторых пояснений, уточнений и дополнительных фактов. Тем более, что они очень пригодятся при анализе явления.

Гроб Господе нь представляет собой высеченное в стене пещеры углубление — вполне обычное в Палестине времен Христа место погребения усопших. Сейчас непосредственно над гробом стоит часовня (по-гречески «кувук-лия»), которая, в свою очередь, находится под большим (открытым сверху) куполом в противоположном от алтаря, западном конце храма Воскресения. Вошедший в кувуклию сначала по адает в небольшой придел Ангела с двумя маленькими окошками, откуда очень низкий вход ведет в саму пещеру, еще более тесную; чуть ли не половину ее, по правой стене, занимает собственно гроб, прикрытый цельной мраморной доской.

Святой огонь (еще называемый благодатным или, по гречески, Агиос Фотос — «Святой Свет») появляется на гробе каждый год в Страстную субботу перед православной Пасхой. Происходит это днем — обычно между 13 и 15 часами. Единственный человек, приступающий ко гробу, чтобы зажечь свечи от возникшего огня — патриарх Иерусалимской Православной Церкви (либо, по обстоятельствам, его наместник — один из митрополитов). В происходящей в это время особой службе участвуют представители многих восточных церквей, в том числе неправославных (армянской, коптской и т.д.), что является единственным исключением из запрета молиться с иноверными и еретиками.

Опубликованы (и продолжают публиковаться) рассказы десятков, если не сотен паломников — участников этой службы в течение мно их веков, из которых складь вается полная картина явления во всех его вариантах и на всех этапах.

Интереснейшие детали сообщают, в частности, перечисленные ниже очевидцы. Объективности ради заметим, что все они, кроме первого, — русские, православные; это, конечно, не значит, что других нет, но такова уж специфика доступных нам изданий (а именно: «Православные чу-десавХХвеке», выпуски 1 иЗ, М., «Трим», 1993; «Путешествия в Святую Землю», М., «Лепта», 1994; «Чудеса на гробе Господнем», М., «Православный паломник», 1996). Далее, используя свидетельства этих авторов, для краткости будем отмечать только их номер по списку; в скобках указан год (годы) их пребывания в Святой Земле:

1. Бернард, католический монах (870-е);

2. Даниил, игумен (1104—1106);

3. Трифон Коробейников, купец (1593—1594);

4. Д.Дашков, дипломат (1820);

5. Парфений, монах (1845—1846);

6. Варвара Брюн де Сент-Ипполит (1859);

7. С.Нилус, писатель (два раза до 1892);

8. К.Ростовцев, член Императорского православного Палестинского общества (1896);

9. Наталия, монахиня русского женского Гор-ненского монастыря в Иерусалиме (1982— 1989); в ее книге — «Русский Иерусалим», СПб, 1996 — приводятся впечатления и других на-сельництой же обители.

Отдельно, видимо, стоит пояснить упомянутые В.Флеровым «дикие крики арабов», которые могут изрядно удивить неосведомленного читателя. В самом деле, обстановка в храме Воскресения в ожидании святого огня, мягко говоря, мало напоминает нам привычную. И, пожалуй, наибольший вклад в это столпотворение вносят именно арабы. Речь идет о немногих ос авшихся еще с доисламских времен на Ближнем Востоке ПРАВОСЛАВНЫХ арабах, которые, собственно, и составляют основную паству патриарха Иерусалимского. Однако их поведение — все же не бесчинство, но, скажем так, стихийно сложившаяся многовековая традиция. Сначала тут бурно проявляется напряженное ожидание, а затем — столь же бурный восторг по поводу торжества единственно истинной правое, авной веры. И как выяснилось, дело не только в эмоциях... «Рассказывают, что в один год не пустили арабов и не позволили им петь и кричать около кувуклии — и почти до вечера ждали благодатного огня; потом их впустили и они прошли, поя и скача и читая свои молитвы, и только тогда сошел огонь» (9).

Как же он появляется? Иногда — сразу внутри кувуклии, непосредственно на крышке гроба; но нередко еще перед этим можно вццеть также световые эффекты вне часовни. Оба варианта отме1 ены уже игуменом Даниилом: по его личному впе атлению, огонь «сходит ко гробу невидимо», хотя «другие говорят, молния сходит с небес» (2).

Видимые эффекты бывают довольно различными. «Каждый год благодатный огонь сходит по-разному. Один раз он в виде ярких вспышек носился по храму и над кувуклией, в прошлом году опустился как облако, а в этом году — как молния, которая снова и снова ударяла в стены кувуклии. Наш батюшка стоял близко и говорил, что впечатление было, будто сами камни колются и из них высекаются искры — сильное свечение» (9).

«На народ спускается облако росы. Досталось и мне на мое белое батистовое платье... В церкви — полусвет; лиц не видно; вся толпа в каком-то голубом тумане» (6).

«Появился голубоватый облак, прошел через весь храм и повис над кувуклией, посветлело как зарница. Несколько раз сверкнула быстро-быстро молния. Потом вспыхнула лампадка на гробе перед патриархом и те, которые стояли у окошка, увидели и закричали». Другая монахиня о том же: «Смотрю — прямо на образ Воскресшего [над входом в часовню] голубой шар сошел. И выходит патриарх, уже получил благодатный огонь» (9).

В следующем году: Огонь я видела очень обильно, в виде треугольных молний, углами, и

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 '9 7

62