Техника - молодёжи 1997-06, страница 65вокруг кувуклии, вокруг купола храма». И еще варианты: «как поток голубова ого цве а «как свиток», сполохи «как северное сияние», зигзаги, змейки (9). Отмечают также, что «благодатный огонь еще на пути к кувуклии иногда зажигает лампады и свечи», в том числе в алтаре (то есть в противоположном конце) храма (9). Да и лампады, стоящие на доске гроба и висящие над ним, могут возгореться сами еще до того как в часовню войдет патриарх. Раньше он даже специально ожидал этого момента (1,2,3), ныне же входит сразу по завершении крестного хода и, если огня еще нет, начинает молиться о его ниспослании. «Митрополит Заиорданский, когда входит вовнутрь роба обретает великую лампаду, стоящую на Христовом гробе, саму о себе возжегшуюся, а иногда при нем нечаянно [неожиданно] загорится» (5). Митрополит Петрский Мелетий рассказывал, что уже 30 лет принимает огонь, и иногда при входе в кувуклию он уже горит, а иногда приходится молиться и по два часа (6). Огонь, появляющийся на мраморной доске гроба, имеет совершенно особые свойства. «Не такой, как земной огонь, светится иначе, пламя его красно как киноварь» (2). Патриарх Софроний увидел «огонь ходящий по гробу Господню по деке мраморяной всякими цветы, что молния с небеси, а кадила [правильнее «кацди-ла» — светильники, лампады] все стоящие верху гроба — без огня» и затем «приступль ко гробу и держа в руках свещи вскрай гроба, пойде яко молния на патриарши руки и на свещи... пред всеми людьми». Затем загорелись и лампады (3). Украинец, иеромонах Ипполит (XVIII в.): плита покрыта «кропельками [капетьками], як живое [расплавленное] серебро» Русский архиепископ Мисаил (XIX в.): «на всей крышке ровной блистающий свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру белого, голубого, алого и других цве ов, который потом, совокупляяся, краснел и претворялся в вещество огня». «Архиерей греческий входит один в кувуклий и собирает хпопчатою бумагою [ватой] свет, являющийся на мраморной доске святого гроба, одобно каплям пота» (4). Вата «вдруг загорается голубым пламенем», свечи от которого вначале также горят «тусклым голубоватым пламенем» (6). Огонь «появляется на гробе Господнем искрами и моментально разливается по всему гробу; он имеет бледно-синюю и желтоватую окраску» (8). С.Нилус передает особенно подробный рассказ патриарха (имя которого в доступной нам цитате отсутствует). Даже днем в помещении фоба так темно, что, войдя туда, «престарелый архипастырь» не может видеть и молитвенника в своих руках. Но вот, сначала чуть брезжущим белесоватым пятном, выделяется в темноте доска гроба. Затем, все больше светлея, она обретает еткую форму, и на ней становится заметен «как бы мелкий рассыпанный бисер, разных цветов, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше... сметая куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться, подобно каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и коснулся ею фитиля свечи. Он вспыхнул подобно пороху...» (7). А вот чго наблюдали неко орые впоследствии. «Когда унесли его [ослабевшего митрополита] от фоба народ бросился вовнутрь при-кладьваться, и я сподобился приложиться. Весь Христов роб был мокрый, якобы дождем вымочен» (5). «Я первый раз после получения благода ного огня зашла в кувуклию. Там был совсем другой воздух — прохладный, разреженный, и весь гроб в капельках!» (9). Удивительные свойства самого огня очевидцы единогласно отмечают на протяжении веков. «И тот огнь в патриаршеских руках не жжет человеческих рук» (3). Дотошный свидетель конца XIX в. лично испытал, что и перейдя на свечу, пламя первое время не обжигает кожу, от него не загораются ни волосы, ни одежда; причем эксперимент, для вящей чистоты, он провел на обычных восковых свечах, купленных еще в Киеве (8). Многие пишут, как они сами или стоящие рядом люди буквально умывали лица огнем своих свечей. Лишь через несколь ко минут (иногда до 10—15) он становится обычным, жгучим. Мало того: «стоит только вам направить руку со свечами в сторону горящего пучка в чужой руке, то, хотя бы ваши свечи и не приблизились до горящих свечей вершков на 5 или даже на пол-аршина, они моментально зажигаются. Я... лично наблюдал у других столь чудесное явление» (8). А вот письмо прихожан Введенского собора города Чебоксар в газету «Русский вестник» N 36 (119) за 1 993 г. о случае с их епископом Варнавой в том же году. «Когда из кувуклии вышел патриарх с пуками зажженных свечей, то благодатный огонь ушел с них на свечи владыки Варнавы! Потом пришлось патриарху Иерусалимскому зажигать свечи от огня владыки». Особенно важно, что иногда огонь появлялся на гробе и над кувуклией также в иные дни года, например, в течение второй недели Великого поста («Чудеса на гробе Господнем», М., 1996, с. 230). В 1994 г. он сходил еще 10 дней после Пасхи (гам же, с. 221), а затем ежедневно с 10 по 30 июля. Эти последние явления, по словам архидиакона храма Воскресения, наблюдались в приделе Ангела «в виде арки над входом в самый гроб Господень. Иногда огонь стремился в пещеру и как будто входил туда то с одной, то с другой стороны. Огонь имел бело-голубой цвет, как и в субботу перед Пасхой» («Церковные новости», 1994, № 15 (40), с.8). В заключение отметим, что в 1996 г. прошло несколько (не менее 4) сюжетов о святом огне по разным каналам российского телевидения. В передачах ОРТ и Санкт-Петербурга (в субботу перед Пасхой) было видно, как пламя свечей касается лиц, волос на головах, бород - и не опаляет их. А в передаче 24 августа (третий канал, программа «Подмосковье») показана вспышка голубого пламени — сначала слабый сполох, а потом яркое свечение в оконце кувуклии. Выйдя уже с горящими свечами, патриарх Диодор безбоязненно поднес их к своей бороде при общем восторге присутствующих... Таковы лишь немногие описания явления святого огня. Возможно, после знакомства с этой массой фактов, с живыми подробностями, убедительными своим разнообразием, неожиданностью и даже некоторым разнобоем, у многих возникнет недоуме ие. Как же так? Перед нами — не просто удивительное, но уникальное явление, пожалуй, выпадающее из ряда любых других загадок и феноменов прошлого и настояще о. Достаточно отмети ь непрерывные и единогласные его подтверждения многими тысячами свидетелей из разных стран в течение многих веков — ту самую ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ, о которой так мечтают все исследова ели паранормальных явлений. И что же? У журналистов и ученых, у членов всевозможных «ассоциаций по познанию непознанного» и энтузиастов-одиночек что то не видно и малой доли того интереса к святому огню, как, скажем, к очередной посадке НЛО, о которой сообщают полтора свидетеля, или новоявленному чудотворцу, у которого перед телекамерой то и дело «теряется настрои Но вникнув в ситуацию глубже, начинаешь понимать: увы, наверное, правы «нелюбопытные». Судя по всему, исследователи святого огня, если они вообще когда-нибудь найдутся, встретятся с особым препятствием. Таким, что однозначного, удовлетворяющего всех объяснения здесь найти не удастся. Не при нынешнем состоянии науки, а вообще никогда, в принципе. Дело тут не в практических трудное ях как, например, организовать эксперименты, не оскорбив чувства верующих, — хотя и это, конеч но, проблема. Дело даже и не в том, что механизм феномена может совершенно не вписываться в современную научную картину мира. В конце концов, ни к одному из тех же паранормальных явлений тоже пока не удалось подступиться с «нормальными» научными методами и теориями. Но в том-то и дело, что сущность святого огня не удастся раскрыть до конца даже как «паранормальную». Почему? Попробуем разобраться. Очевидно, что любое из аномальных (или выдаваемых за таковые) явлений может относиться к одному, и только к одному из трех типов. Фиктивные. Это либо иллюзии, самогипноз и т.п., либо сознательный обман, фокусы. Естественные. Имеются в виду ге, что протекают «сами по себе», без чьей-то сознательной (или подсознательной) воли. В том числе, возможно - согласно еще не познанным законам природы. Примеров масса: от шаровой молнии до Бермудского треугольника. Собственно паранормальные. Сюда действительно входит практически вся «неверо-ять» — полтергейст и НЛО. ясновидение и левитация, телекинез и «наведение порчи». Природа этих явлений может быть или казаться совершенно различной, вполне вероятны среди них и фиктивные, но сейчас дело не в том. Важно, что если они вообще происходят, то всегда при одном условии: под влиянием (при посредничестве, с участием) либо людей с особыми способностями, либо иных, потус оронних» существ — «духов», «НЛОнавтов и т.д. Конечно, какое-то явление мы можем ошибочно зачислять не в ту категорию. Допустим, когда-нибудь докажут, что все случаи ясновидения были хитрым словоблудием, контакты с НЛО — иллюзиями, вызванными плазменными образованиями, а, скажем, падение камней с неба, описанное в статье А.Карташкина (см. «ТМ», № 10 за 1996 г.), которое он считает теле-портацией, на самом деле — ее ественной игрой электростатических сил. Но ни один феномен не может принадлежа ь к двум категориям сразу. А теперь подумаем: куда же следует отнести происходящее в Страстную субботу в храме Воскресения Христова в Иерусалиме? Первый вариант теоретически исключить нельзя. А практически? Да, ныне обыск патриарха стал формальным, как пишет В.Флеров, и зажигалку пронести удалось бы. Но как огда объяснить вспышки над кувуклией, наблюдаемые уже чуть не 1000 лет, а особенно то, что иногда, еще на пути к ней, огонь сам зажи ает лампады и свечи? Видимо, и эти, и массу других «неудобных» свидетельств, приведенных выше, придется объявить иллюзиями или ложью. Короче, в итоге мы быстро дойдем до классической ситуации «чего ни хватишься — ничего нет» Второй вариан объяснений и вовсе отпадает полностью. Ведь и общие условия появления огня, и многие его детали совершенно немыслимы для стихийного, «бессознательного» процесса. Вот лишь один, но решающий аргумент: событие случается в строго определенный и в то же время не фиксированный день! Ведь дата Пасхи, как известно, год от года сдвигается по весьма сложному закону в промежутке более месяца. А полный цикл ее изменений совершается за 526 лет. Выходит, если эффект все же реален, место ему — в третьем разделе, среди паранормальных явлений? Тем более, что сразу вспоминается неоднократно описанная загадочная способность некоторых людей воспламенять объекты на расстоянии — желанием, взгледом или... короче, без всяких лазеров. Нет, не выходит Наличие подобньх штатных поджигателей» в храме Воскресения на протяжении веков — явный абсурд. Не будем уж говорить, что здесь любая экстрасенсорика — это и прямой обман, и, главное, тягчайший грех «мерзость пред Господом», по сильному выражению Писания. Казалось бы, вероятнее «воспламенительство» кол ТЕХНИКД — МОЛОДЕЖИ 63 6 97
|