Техника - молодёжи 1997-06, страница 66

Техника - молодёжи 1997-06, страница 66

кадром как вненаучный: перед нами ЧУДО. То есть явление, производимое, с одной стороны, божественной силой, а с другой - требующее ВЕРЫ.

Правда, тех, кто отрицает чудеса с поро а то есть в них не верит может возмутить сама попытка всерьез заговорить «о том, чего нет». Но как раз тут уместно сослаться на ПЯ. Ведь надо четко осознать: пока ни одно из них тоже нельзя считать существующим (в смысле — доказанным) согласно строгим научньм критериям. Однако мы их активно обсуждаем, классифицируем — различаем, например, телепортацию и телекинез... Вот на тех же основаниях вполне можно говорить и о чуде.

С другой стороны, кто то може обидеться за ПЯ: почему хотя бы часть их нельзя считать чудесами? А тут уместно вспомнить нашу недавнюю антирелигиозную пропаганду. Ведь она не зря настаивала что найти причину, объяснить чудо — значит, разоб 1ачить его, уничтожить, свести к не-чуду. Но сами же исследователи па-рафеноменов сознательно и упорно ищут именно их объяснений, причин! Другое дело, что «нашли» пока немного: мол, используя паранормальные способности, экстрасенс создает некие биополя, выделяет особую энергию и т.д. Хотя есть уже и более глубокомысленные предположения — например, что психическая активность человека как-то высвобождает силы, сокрытые в физическом вакууме, либо что этот вакуум есть носитель некоего информационного поля, из которого, как из библиотеки, сознание экстрасенса черпает нужные сведения... Так или иначе, причинность отрицает чудо. Даже если взять колдуна или шамана, общающихся с «духами», то и они как-то для этого обучаются, развивают, опять-таки, свои человеческие способности. Где же тут божественные силы, где вера?

Конечно, чудо тоже происходит в «нормальном» мире, и потому обязательно имеет какие-то внешние проявления (физические, химические, биопсихические и т.п.), которые в принципе можно зафиксировать и изучить. Несомненно, это относится и к святому огню. Но если это действительно чудо, то до его первопричины, то есть до окончательного объяснения наука не дойдет никогда — ибо эффект все равно не удастся воспроизвести больше нигде, кроме самого храма Воскресения, а по строгим научным критериям этого мало. И придется просто выбирать — признать чудо или не признать Верить или не верить.

Но, по крайней мере, хочется надеяться, что после отмены официального материализма, при нынешнем триумфе свободомыслия уже не надо ломиться хотя бы в некоторые открытые двери. Например, убеждать читателя, что на самом деле отношения к чуду науки и религии отнюдь не «противоположны». У истинной, чистой науки, не замутненной идеологией, тут вообще не може быть никакой позиции. Чудо для нее просто запредельно, ей о нем нечего сказать. И в этом нет ничего страшного. Наука — вовсе не последний судья по любому вопросу, и многое в жизни (притом часто самое важное!) находится совершенно вне ее компетенции ■

лективное — от общего порыва, пламенного желания массы верующих (и, видимо, с особым вкладом арабского темперамента). Но тут возникают не менее сильные возражения. Возьмем эпизод 1580 г., изложенный В.Флеровым (и кстати, задокумен ированный на мраморной доске при входе в храм). Представим ситуацию: армянскому духовенству выпал, возможно, единственный шанс оттеснить православных от «разда и» святого огня; осталось только вот сейчас его получи гь, вызвать! Так неужели не хватило темперамента у собравшихся по сему случаю толп армянских паломников? И окончательный довод против третьего варианта — факты появления огня в неурочное время, когда его никто не ждал.

Если кто-то из энтузиастов «неверояти» все

же измыслит непротиворечивую «паранормальную» версию феномена (конечно, учитывающую, а не отбрасывающую все изложенные детали), пусть пишет нам: обязательно опубликуем и обсудим. А пока ситуация сложилась тупиковая: эффект, вроде бы, и отрицать невозможно, и объяснить, как будто, тоже нечем...

Так почему ничего похожего не возникает при анализе обычных паранормальных явлений (ПЯ)? Это ясно из самих наших рассуждений: нам постоянно приходилось учитывать «религиозную специфику» святого огня. И здесь ее действительно невозможно отбросить; иначе, как мы убедились, просто нечего будет исследовать. Но это значит, что придется серьезно рассмотреть ЧЕТВЕРТЫЙ вариант объяснения, который мы до сих пор негласно оставляли за

Главный редактор Александр Перевозчиков Зам главно о редактора Юрий Филатов Отв. секретарь Анатолий Вершинский Обозреватели и корреспонден ь Игорь Боечин, Юрии А. Медведев, Юрий М. Медведев, Борис Понкратов, Николай Сорокин, Владимир Станцо, Людмила Щекотова, Владимир Егоров, Юрий Егоров,

Станислав Зигуненко, Александр Кулешов, Игорь Обухов

Оформление Валентин Примаков (художник)

Техническое обеспечение: Елена Забелина (техн. редактор), Людмила Емельянова корректор), Оксана Гордиенко (верстка), Ренат Фейзуллин, Михаил Данилин цветоделение Андреи Конюшков

(компьютеры), Лидия Комарова, Вера Галкина набор) Реклама: Олег Слуцкий

Дцресредакции: 125015,Москва,А-15,Новодмитровскаяул,д.5а.Телефакс.(095)285-16-8/ Еmai tmaver@ddm Web-адрес: http fmi tm m • Тел.: для справок - 285-16-87; отделов: науки и техники - 285-88-24 и 285-88-95 писем - 285-89-07, оформления - 285-80-17. С предложениями по рекламе обращаться: 285-16-87 285-73-94 285-57-57 • За содержание рекламных материалов редакция ответственное™ не несет • Подписка на ТМ -97 - ищексы: 70973 (улучшенное полиграфическое исполнение, цена по каталогу 14000 руб.) для предприятий - ивдекс 72998; на приложение «Горные лыжи / Ski» - 73076 для индивидуальных подписчиков и 72778 для предприятий эти индексы по каталогу Роспечати. Индекс 72098- «ТМ» для небогатых (цена по каталогу АПР 11000 руб.) • В розницу цена свободная • Желающие могут подписаться по телефонам: (095) 285-16-87,285 20-18 а также по адресу: Москва, у Привольная 5, кор. 5, дирекция, Сгуба Марианна Владимировна, тел.: 705-04-75. • Распространитель «ТМ» - ИЧП #М»: 355040, г. Ставрополь у.. 50-летия ВЛКСМ, д. 8/2 а, 90. Тел.: (865-2) 74-01 -10,34-27 32, факс 865-2) 20-55-09 (для «ДВМ») • Редакция б агвдарит читателей и авторов, приславших письма, статьи и другие материалы, и риносит извинения, что не может ответить каждому лично • Рукописи е возвращаются и не рецензируются • Журнал зарегистрирован в Мин. печати и информации РФ. Per. № 012075 #Подп. к печати 14.04.97. Счь!—kl'"" * Верстка, цветоделение и зготовление фотоформ: тел.: 285-88-79, факс: 285-16-87 ttSJ monojpiiSi • Тираж 50 000 • Перепечатка в любом виде, полностью или частями, допускается только с разрешения редакции. • ISSN 0320 - 33IX • ^ «Техника - молодежи», 1997, № 6.

ТЕХНИКА-МОЛОД Е Ж И

6 9 7

Обсуждение
Понравилось?
Войдите чтобы оставить комментарий
Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Читать онлайн журнал наука и религия

Близкие к этой страницы
Понравилось?