Техника - молодёжи 1997-10, страница 33

Техника - молодёжи 1997-10, страница 33

Врачи сообщили в полицию, однако расследование, проведенное по горячим следам дало немного. Штайн, как выяс нилось, уже не первый раз попадает в больницу со вспоротым животом. И очередное харакири, скорее всего, сделал себе сам, поскольку у него давно уж «не все дома> жена от него ушла, дети отвернулись. И кроме кучи долго! да разного рода бумаг, накопившихся в шести коробках за те 40 с лишним лет что он ищет Янтарную комнату, у него за душой ничего нет.

Штайна подлечили и выписали из больницы. А через три недели, 20 августа, прохожие обнаружили его труп в лесу. Резанная рана через весь живот поставила-таки точку в его путанной жизни. Полиция решила, что это самоубийство, но дошлые журналисты обнаружили в его коробках довольно странную записку: «Я нашел новый след, я подошел к тайне почти вплотную!» Неуж о ему и взаправду удалось?..

Со смертью Штаина , возможно, все было не столь просто. Так заставляет думать вот что. Че ыре месяца спустя умер и Пауль Эн-ке, полковник «штази», с 1953 г. разыскивав шии комнату на территории огдашней ГДР. Он обшарил 130 штолен, бункеров, замков, но нашел лишь... Штайна. Не зря же говорят: Рыбак рыбака видит издалека»

Два :оратника встретились в Восточном Берлине и выяснили, что между ними немало общего. Оба уроженцы Кенигсберга, оба фронтовики, оба сидели в сталинских лагерях. Ну а что волею судьбы оказались по разные стороны «железного занавеса», так это, может, и к лучшему - у каждого своя территория для поисков.

В июле 1987 г. Штайн снова собирался посетить ГДР, чтобы обменяться с Энке по-следнимк сведениями, но визы ему поче-му-то не дали. А вслед за тем произошли описанные события.

Перед смертью Энке в бреду вспоминал Янтарную комнату, говорил, что цель близка... Но инсульт и здесь прервал ниточку.

Две смерти, последовавшие друг за другом, посеяли сумятицу в рядах искате лей Янтарной комнаты. Быть может, Штайна и Энке устранили потому, что они действительно разгадали давнюю тайну?

может, князь пошел навстречу графу и соизволил-таки некоторое время укрывать Янтарную комнату у себя?

Не будем гадать, ведь ответ на эти вопросы может оказаться простым. Оба семейства - Дона-Шлобиттены и Сольмс-Лаубахи - состояли в близком родстве. Вот и собрались вместе, чтобы определиться на будущее - войска 3-го Белорусского фронта готовились вступить на территорию Восточной Пруссии. Пора было уносить ноги. И хотя Гитлер объявил Кенигсберг неприступной крепостью, никто не верил, что город устоит. Вполне житейская ситуация, если бы не одно «но».

ДВА «ГУСТЛОФФА». Сохранились свидетельства, что в начале января Янтарная комната находилась в Кенигсберге. В день начала советского наступления, а именно 12 января, Роде известил кенингсбергское городское управление по делам культуры: «Я готов упаковать Янтарную комнату Это последняя бумага, в которой официально упоминается о реликвии.

Далее, два свидетеля - сын и секретарша Роде - в один голос утверждают, что 25 января ящики с упакованным в них янтарем все еще лежали в Королевском замке.

Их можно было вывезти из осажденного города двумя путями: по имперской дороге N°1, которая то и дело переходила из рук в руки, и по морю. Какой путь предпочли? Конечно, морской - он был надежнее. Известно, что именно его использовал Эрих Кох, всесильный гауляйтер Восточной Пруссии, когда 27 января вывозил из Кенигсберга собственную коллекцию произведений искусства. Не прихватил ли он с собой и Ян арную комнату?

Именно такой вопрос задали в 1959 г. репортеры, интервьюировавшие военного

ный переход, проложенный под аркадами; 3 - За-бетонированньн подземный ход; 4 - здание правления Немецкого рабочего фронта; 5 - подвалы глубиной 5-6 м, 6 - здание руководящих органов НСРПГ; 7 - зал содружества народов; 8 - ручей, протекающий под землей 9 - теплотрасса; 10 — здание канцелярии гауляитера II < урован-ный вход; 12- подвальные помещения к которым сегодня не доступа 13 - комплекс за о онен лубинои 8-10 м( ныне хода к ним нет).

ТАИНСТВЕННЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ. Во всяком случае, именно такой версии придерживается аноним, посетивший редакцию «Гео». Да, след существует полагает он. Но говорить об зтом вслух пока рано - надо дождаться, пока умрет еще кое-кто. «Единственное, чем могу вам помочь, так это указать, где находится тот стог, в котором следует искать иголку».

По мнению анонима, ключ к разгадке содержится в событиях тех 10 месяцев, с июля 1944 по май 1945 г., когда третий рейх агонизировал и, наконец, скончался. Именно тогда на Запад тоннами вывозили старые до ;ументы и старинные произведения искусства. Эвакуировали все, что могло представлять ценность. И центром лихорадо ной деятельности стал именно Королевский замок. Директор коллекции янтаря Альфред Роде координировал и следил за всеми работами по вывозу на Запад предметов искусства, награбленных на «восточных территориях», то есть в оккупированных регионах СССР

Сохранились сведения, что 6 сентября 1944 г. - через неделю после опустошительного налета британских бомбардировщиков на Кенигсберг - он направил письмо князю Дона-Шпобиттену с просьбой принять на сохранение в своем поместье те произведения искусства, которые пережили пожар в южном крыле замка, «в том числе и Янтарную комнату».

Князь ответил отказом, сославшись на сырость в его особняке. Тем не менее, именно к нему в январе 1945 г. прибыл граф Эрнест Отто Сольмс-Лаубах - фигура для нас интересная хотя бы тем, что именно он руководил действиями той зондер-команды, которая в начале войны демонтировала Янтарную комнату в Екатеринен-ском дворце. Случае! ли визит? Или, быть

Исследователь Ханс Штадельман полагает, что архитектурный ансамбль «Гауфорум а Веймаре имее тайники, еще не известные поисковикам В одном из них и могла быть запрятана Янтарная комната. Цифрами обозначены-1 - Гауфорум» который начали сооружать в 1937 г.; 2 - подзем-