Техника - молодёжи 1998-01, страница 42ЛИКИ ИСТОРИИ — имя кндзя О вблиц'Ьм'ь князи ндшелл'ь АлбКСАНДр*к HpOCAABMM*b, о умноллчь и кротком'ь и смысленмолгь, о хрАкромт», гг€зоил\6нитол\гь цлря ЛлекслндрА Макидоньсклго... сице. еысть повесть о нелть... Житие Александра Невского рических судеб и одинаково толкуемым Откровением Христа. К XIII веку Русь пришла раздробленной на удельные княжества — в этом была ее слабость. Но именно к XIII веку утвердилась духовная целостность земли Русской — и в этом заключалась ее сила. На рубеже двух столетий, незадолго до натиска с Запада и нашествия с Востока, не только в древних центрах державы Рюриковичей, но и на окраинах Северо-Восточной Руси прочно укоренились новое понимание смысла жизни, новые нравственные ценности. История распорядилась по-своему справедливо: уготрвив нашим пращурам тяжкие испытания, не оставила их безоружными. Внешне, организационно, церковь существовала здесь уже два столетия. Русский историк Дмитрий Александрович Корсаков (1843 — 1919) об этом писал: «Христианство, утвердившись в ростово-суздальской земле не раньше XI века, только при Андрее (Боголюбском. — А.В.) получает, так сказать, полную оседлость в этой земле. При нем... православие начинает приобретать «земское» значение, становясь мало-помалу у нарождающегося великорусского племени символом того политического сознания, которое в наше время выражается термином рия России в этом случае? Возникла бы на фундаменте русских княжеств, объединившихся перед лицом германской угрозы, мощная европейская держава, граничащая на западе с добрососедской Польшей, на востоке—с дружественной Великой Булга-рией, а на юге — с переменчивым Дешт-и-кыпчак, царством куманов-по-ловцев? Или сложился бы ряд полусоюзных, полусоперничающих государств, отличающихся политическим устройством и диалектами языка? Или зауральские походы владимирских дружин и новгородских ватаг вывели бы таки Русь к Тихому океану? Можно только гадать: звезды не раскрывают своих секретов. При любом раскладе светил одно представляется несомненным: духовное единение восточнославянских народов, продиктованное общностью корней, сходством исто- НАКАНУНЕ ТЯЖКИХ ИСПЫТАНИЙ Великие нашествия сродни природным катаклизмам. И подобно им воспринимаются наблюдателями как роковая случайность или кара богов. Неравнодушные к естествознанию историки, отчаявшись объяснить грандиозные движения народов экономическим интересом, попытались осмыслить их как явления природы. Стихии же зависят от немыслимого количества событий — не столько земного, сколько небесного, точнее, космического порядка, и поди узнай, что за вспышка сверхновой, спустя миллионы лет опалив Землю, нарушила шаткое равновесие биоценоза и вызвала взрывной рост малозаметной дотоле популяции. В XIII веке сущим бедствием для стран Евразии стал необоримый натиск татаро-мон-гольских орд. Допустив его изначально космические причины, придется признать: оправдана убежденность Чингисхана в том, что он выполнял волю Небес. Представим на пару минут, что звезды сошлись по-иному, этногенетический (по Л.Н.Гумилеву) взрыв произошел в забайкальских степях на полвека позже, и ударная волна от него разбилась об окрепший Китай или затухла в неоглядных кыпчакских далях. Как сложилась бы исто- «народность». Подготовляется то многознаменательное единение церкви и государства, которое вполне выясняется в позднейший, московский период русской истории, и которое составляет характеристическую особенность истории великорусского племени»1. Но и после Андрея Боголюбского сменится не одно поколение, прежде чем русское православие станет не только официальной идеологией господствующих сословий, не только сводом правил внешнего благочестия подданных, но стержнем мироощущения тех и других. Произойдет это по-домашнему буднично и незаметно; одним из наружных признаков глубинной перемены явится простой, как крестное знамение, факт: русским людям перестанут давать языческие имена. Значение сей «мелочи» трудно переоценить, зная, какой мистический, провиденциальный смысл вкладывал издревле человек в свое имя (см., например, «ТМ» №3 и №10 за 1991 год). ВРЕМЯ ДУХОВНОЙ ЗРЕЛОСТИ Разумеется, судить о постепенном обновлении именослова можно лишь по письменным источникам, в основном летописям, персонажи коих — преимущественно князья, Их славянские, не требующие перевода имена у всех на слуху: Ярослав, Владимир, Всеволод... Так кто же они — закоренелые идолопоклонники, нехристи? Отнюдь нет. Но мало кому из читателей известны имена, данные им при крещении: Ярослав Владимирович Мудрый — Георгий, Владимир Всеволодович Мономах — Василий, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо — Дмитрий. Дело в том, что при жизни христианскими именами они не пользовались — иначе в память современников, в летописи и родословные потомков не вошли бы под исконно славянскими, языческими. Великий князь Владимирский Ярослав, отец Александра Невского, — в крещении Феодор. Однако знают об этом лишь специалисты. И уж никому не придет в голову назвать знаменитого полководца Александром Федоровичем. Его отчество — Ярославич. Вот он, водораздел. Век XII. Владимир, Юрий, Всеволод, Ярослав. Среди прямых предков князя Александра лишь Юрий Долгорукий вошел в историю под христианским именем Георгий — да и то в его ненормативной, просторечной огласовке. XIII век. Потомство Ярослава Всеволодовича: Федор, Александр, Андрей, Михаил, Да- Захват китайского города Чингисханом. Миниатюра Джами'ал-Тавариха. Осада Константинополя флотом крестоносцев в 1204 году, во время Четвертого крестового похода. Миниатюра из «Великой французской хроники», Париж, XIV в. так», llc^rj- (ГотптМгв ЬягоЪ vmvqtu trmpiimniro/fim-mcr» ttfifln are tr con thmmioWr-Mg ivrtrptmr ^itnOciicf • ТЕХНИК А-М0Л0ДЕЖИ 1 98 ка |