Техника - молодёжи 1998-01, страница 44

Техника - молодёжи 1998-01, страница 44

¥ шалит№-«адцц№а nuwa wmmv dutj wu

„ fllVtWK-^tttt.ijmfCffalf ^/ft-tlfa a tntt.

Иллюстрация к одной из легенд об Александре Македонском: царя-завоевателя опускают за борт корабля в стеклянной бочке для обозрения морских чудес. Миниатюра из французского издания «Романа об Александре», Руан, 1445 год.

И пусть православные читатели древних сказаний об Александре Великом четко не осознавали его роль в распространении эллинизма, а значит, — в перспективе — и христианства, но внутренним взором они видели в нем своего героя, равного удалью и смекалкой героям волшебных сказок и богатырских былин.

ных сводов средневековых летописей и сочинений — хронографов.

В одну из таких компиляций и вошла в XII — начале XIII века знаменитая в Европе «Александрия».

Что на Руси знали о великом завоевателе до появления этого перевода? Те, кому была доступна Библия на латыни (Вульгата), могли прочесть о нем в «Первой книге Маккавей-ской»: «После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, — он произвел много войн и овладел многими укрепленными мес

если их прототипами были реальные исторические личности? В старину письмен-

неизмеримо больше, чем сегодня, ибо первые книги древности почитались богодухновенными, отчего и на саму

рая своим самоотвержением спасла любимое божественное существо и дала этим обнадеживающий пример такого же торжества над смертью и своим почитателям...

В-третьих, развивающаяся и распространяющаяся параллельно с религией таинств религия древнего Олимпа выдвигает, в ущерб прочим его богам, образ бога-сына, а именно Аполлона. Этот бог-сын понимается как посредник между богом-отцом, т.е. Зевсом, и людьми...

В-четвертых, признание посвящения необходимым условием спасения естественно должно было подсказать вывод, что вне общины посвященных спасение невозможно, а с ним и один из принципов, на коих покоится институт церкви...

В-пятых, получает все больше и больше определенности представление о троякой участи душ на том свете, а именно о вечных муках для неисцелимых грешников, об искупительных карах для исцеляемых и о вечном блаженстве для добрых...

В-шестых, возникает мнение и верование, что божество может, не утрачивая полноты своего потустороннего естества, воплотиться в человеческом образе и жить земною жизнью вместе с другими людьми, с тем, чтобы лишь по смерти воссоединиться со своим потусторонним естеством...»5.

Итак, дух античности был вовсе не чужд православному человеку. Осознанно или интуитивно, он ощущал кровную связь трех великих культур — античной греческой, византийской и многим обязанной ей русской. (Причем имело место и родство глубинное, на уровне коллективного бессознательного: современные исследователи отмечают, что «собственно русы, как и большинство других племен, захваченных Великим переселением, стояли ближе именно к античному язычеству»6).

МАГИЯ СЛАВНОГО ИМЕНИ

Перелистаем именной указатель любого солидного исторического труда, посвященного личностям и событиям Руси XIII — XIV веков. Едва ли не чаще других встречается имя Александр. Особенно популярно оно среди князей. В его составе два греческих слова: алексо — защищать, отражать, предотвращать и андрос — муж(чина).

Некоторые популярные издания переводят это как «защитник людей». Согласно нормам словообразования индоевропейских языков, в том числе древнегреческого, логичнее трактовать значение имени как «защитник-муж», то есть мужчина-воин, защищающий, оберегающий кого-либо.

Кому как не князю носить столь благородное имя? Да еще многократно освященное церковью.

В православном словаре перечислены несколько десятков святых Александров. И в списке добрый десяток тех, чья память отмечается в мае — июне, то есть в дни, ближайшие к дате рождения Александра Ярослави-ча — 30 мая 1220 года. Среди них — святые мученики, пострадавшие от язычников в III — IV веках, в том числе славянский воин (память 13 мая), епископ александрийский (29 мая) и даже сам патриарх цареградский (2 июня)7.

Люди весьма достойные — любого можно выбрать в покровители сына, коль скоро отец решит назвать его Александром. Но чем вызвано это решение? На май — июнь приходится много других имен, и носят их не менее чтимые святые. Выбор Ярослава Всеволодовича святцы не объяснят, как не объяснят и того, почему самым популярным в описываемую эпоху стало у русских воинов звонкое греческое имя.

Пролить свет на означенное обстоятельство поможет литература иного рода.

Думаете, в прежние века детей не называли в честь героев книг? Тем более,

писанному верили безоговорочно.

Кто же они -книжные герои Древней Руси? Библейские и житийные персонажи, боги и герои античных сказаний, мифические и исторические личности из компилятив-

тами, и убивал царей земли. И прошел до пределов земли и взял добычу от множества народов; и умолкла земля пред ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его...» (1 Макк., 1,1 — 3). Но таких грамотеев были единицы: на церковнославянский эти книги, не входившие в канон Православной Церкви, были переведены с латинского оригинала лишь в конце XV века8.

Неизмеримо подробней и красочней представлял «Македонянина» переведенный с греческого языка позднеэллинисти-ческий роман приключений «Александрия». Далекий от историзма, щедро расцвеченный легендами и фантастическими эпизодами, он будил воображение, вдохновлял на героические поступки. Сочинение приписывалось Каллисфену — историку, сопровождавшему Александра в его походе на Восток. (Действительный автор романа неизвестен и традиционно именуется Псев-докаллисфеном.) Объемистый, в 102 главы, перевод распространялся на Руси под названием «Книгы Александръ» («Книга об Александре») в составе обширного хронографического свода — «Летописца Еллин-

240 году до Р.Х.; великие и малые государства в 90 году до Р.Х.

ского и Римского», почему и называется в истории литературы «Хронографической Александрией» — в отличие от переведенной много позже, в XV веке, «Александрии Сербской»9.

Отец Александра Невского происходил из рода, где книжность особо ценилась: недаром сочинение их знаменитого предка — «Поучение Владимира Мономаха» вошло в сокровищницу отечественной словесности. «Потомки Ярослава Мудрого (деда Владимира Всеволодовича Мономаха. — А.В.) подражали его ревности к распространению книжного учения. Суздальские князья не менее других, если не более, заботились о просвещении. Про дядю Александра, Константина Всеволодовича, рассказывается, что он часто и прилежно читал книги и всех умудрял духовными беседами. У него было богатое собрание книг как греческих, так и русских...»'0. Периодически пополнялась и библиотека отца (например, есть основания полагать, что в 1229 году ему досталось богатое собрание книг ростовского епископа Кирилла "). И кто такой, и чем знаменит Александр Македон-

ТЕХНИКД-МОЛ^Д ЕЖИ Г 9 8