Техника - молодёжи 1998-01, страница 43ниил, Ярослав (названный так явно в честь отца), Константин, Василий. Далее: Василий, Дмитрий, Андрей, Даниил — дети Александра Ярославича, Юрий, Иван, Александр, Борис, Афанасий, Семен, Андрей — сыновья родоначальника московской династии Даниила. XIV столетие. Симеон, Даниил, Иван, Андрей — дети Ивана Даниловича Калиты. Дальше можно не продолжать. Все имена, начиная с Александра Ярославича, — из святцев, никаких славянизмов, никакого явного компромисса с изжитым (по крайней мере, в княжеском роду) язычеством. Схожа картина и в других ветвях раскидистого древа Рюриковичей. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Заложен Юрием Долгоруким в 1152 году, одновременно с основанием города (до XV века называвшегося Пере-яславлем). Здесь крестили Александра Ярославича, здесь погребены его сын и внук. Собор сохранился до наших дней, почти не изменив первоначальных форм. Бюст Александра Невского, установленный перед Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском. (Разумеется, некое соглашение между двумя традициями сохранялось, ведь и многие славные предки, а также достойные подражания люди иных эпох и народов носили имена, «узаконенные» церковью, и, называя ребенка в честь «подходящего» святого, отец мог подразумевать славного родича или иноплеменного героя.) Не вдруг, не сразу, но постепенно, с оглядкой, русские люди отрешались от обережной магии древних прозваний, уповая отныне на своих небесных покровителей — христианских святых. Отход от языческих предпочтений, от фактического двоеверия свидетельствовал о том, что разобщенная внешне Русь вступает в пору духовной зрелости. Праздничные обряды пращуров приурочивались к церковным торжествам, образы славянских божеств неразличимо сливались с ликами святых угодников, а духи рек, лесов и дворов переводились в разряд нечистой силы в ее библейском истолковании. Позднейшие исследователи назвали новое мировоззрение Руси православно-языческим синкретизмом. Пожалуй, ярче всего он проявился в почитании Богоматери, Пречистой Девы Марии. «Богородица-заступница покрыла своим образом черты девы-судьбы, рожаницы, матери-земли»2. Самобытность православия в России, с его подвижническим служением идее милосердия, наиболее отчетливо заметна здесь: «...именно во Владимиро-Суз-дальской земле (колыбели Московского государства. — А.В.) распространялся богородичный культ, который, как и вообще особое почитание Богородицы в древней Руси, не укладывался в рамки византийского христианства»3. Поначалу строгая наставница Византия остро реагировала на «самодеятельность» северной ученицы. Но жизнь брала свое: русские проповедники «на местах» лучше знали, какая обрядность ближе и понятней их народу. А в XIII веке пора ученичества Руси закончилась. В 1204 году ополчившиеся против «схизматиков» рыцари- крестоносцы захватили и разграбили византийскую столицу. Пал Константинополь, Царьград русских летописей, сердце восточного христианства. Центр его на время переместился в Малую Азию, в Никею, откуда константинопольский патриарх по-прежнему назначал иерархов «из греков» в русскую диоцезию — одну из семи десятков подведомственных ему митрополий. Надо ли говорить, что не только церковные интересы отстаивал выходец из Византии. Но с годами ее влияние утрачивалось, и вот уже то Галич, то Владимир определяли, кого следует возвести на престол владыки, — естественно, их ставленниками были русские люди. Русь начинала осознавать, что в дальнейшем свою духовную жизнь ей предстоит строить самой. (Что же касается исконных славянских имен, то некоторые из них с течением лет вошли в святцы, ибо их благоверные носители были канонизированы.) РУССКОЕ НАСЛЕДИЕ... МАКЕДОНСКОГО ЦАРЯ Православная культура, впитавшая в себя местные языческие культы, отчасти повторила путь первоначального христианства. Корни его благочестия, его понимания красоты, добра, истины уходили в плодоносную почву античности. Русь, получившая веру непосредственно из рук прямой наследницы эллинистического мира, живо чувствовала свое родство с ним. Замечательно сказал об этом наш соотечественник в эмиграции, православный историк И.М.Концевич: «Учение Христово было воспринято русским народом с детской простотой и непосредственностью, это и послужило основанием развития особой черты русского духа — гармонии, именно равновесия всех внутренних сил человека: ума, сердца и духа... Каким же путем дух русского человека мог проникнуться античной гармонией? Вместе с христианством русская душа одновременно восприяла дух Святых Отцов.., Христианство, осуществляющее высшую гармонию на земле, могло взять из античной греческой культуры нужные ему элементы на том основании, что она, эта греческая культура, тоже была достижением гармонии, хотя и земной, непросветленной. И, таким образом, Святые Отцы нашли в эллинизме нужные формы, чтобы выразить свое миросозерцание в разработанных понятиях и категориях. Они преобразили античный эллинизм... Восточное миросозерцание, устремленное к небу и проникнутое духом гармонии, положило свою печать светлости, легкости и ок-рыленности в основание нашей культуры»4. Но связь эллинизма с христианством глубже ощущения их эмоциональной и эстетической близости. Что блестяще доказал другой русский мыслитель — Фаддей Францевич Зелинский (1859 — 1944), переводчик Овидия и Софокла, выдающийся ученый и литератор. Досконально изучив эллинистические культы, он пришел к выводу, что, хотя христианство и не является непосредственным преемником эллинизма, именно он приуготовил человечество к приятию Христова Откровения. Этим во многом и объясняется очевидный факт, «что только область эллинистической вселенной (чьи первоначальные пределы во многом совпадали с границами империи Александра Македонского. — А.В.) была на первых порах охвачена движением к христианству...» Одно из семи чудес света — храм Артемиды в Эфесе (примерная реконструкция Марио Ларринага). История святыни удивительным образом связана с судьбой Александра Македонского: он родился в ту самую ночь на 21 июля 356 года до Р.Х., когда Герострат сжег этот знаменитый храм, дабы увековечить свое имя. Римский историк Плутарх позже записал, что богиня была «слишком озабочена рождением Александра, чтобы оказать помощь своему храму, над которым нависла угроза-. Когда Александр Великий покорил Малую Азию, он помог восстановить разрушенный храм. Александр Македонский в сражении с Дари-ем. Фрагмент полуразрушенной мозаики из раскопок Помпей, хранящейся в Национальном музее в Неаполе. Доводы исследователя столь интересны, что позволю себе отступить от основного сюжета очерка и привести их. «Во-первых, религия таинств поставила в центр религиозного сознания вопрос о спасении человеческой души..., сводящемся... к вечному блаженству... Во-вторых, та же религия таинств в ее различных формах поручает поклонению посвящаемых образ богини-матери: она и есть та, кото- техника-молодежи 1 '9 8 ЕЛ |