Техника - молодёжи 1998-03, страница 31

Техника - молодёжи 1998-03, страница 31

сти геном этого грациозного: ловеческому виду» всего-то и нужно, что перекомпоновать, то бишь поменять местами участки нескольких хромосом! А вот проделать аналогичный трюк с собакой или мышью так просто не удастся, потребуется не менее нескольких сотен перестановок.

Картирование кошачьего генома открывает новые перспективы в борьбе с неизлечимыми болезнями человечества. К примеру, в 1990 г. был обнаружен вирус иммунодефицита кошачьих (ВИК), вызывающий у наших домашних мурлык аналог СПИДа, и сотрудники лаборатории, ужаснувшись перспективе вымирания редких представителей семейства Felidae (кошачьих), приступили к сбору и исследованию образцов крови 27 видов диких кошек. Действительно, у 18 из них были обнаружены свидетельствующие о т подверглись заражению...

«Я ужасно боялся взрыва эпидемии и окончательной гибели исчезающих ви-

Кошачья хромосома D1 и человеческая хромосома 11 легко трансформируются друг в друга! Ближе к человеку только обезьяны... Условные обозначения генов, отвечающих за различные функции: LDHA — активность мышц; НВВ — болезни крови; HRAS, FGF3, ETS1 — онкогены; АСР2 — кровяное давление, GANAB - накопление гликогена, TYR -

дов,— рассказывает О'Брайен. — Мы про сидели в заповедниках несколько сезонов исследуя львов Серенгети и флоридских ку гуаров, покуда мои страхи не развеялись ВИК не убивает диких кошек, он вообще не причиняет им вреда! По-видимому, за м^ лионы лет эволюции они научились как-нейтрализовать врага, и зараженные * вотные благополучно доживают до глубо кой старости».

Каким образом крупные кошки справля ются со смертоносным вирусом, пока неясно... Сотрудники лаборатории пытаются выявить в их наследственном аппарате специфические гены, защищающие от болезни, а также обнаружить среди генов ВИК способные мутировать в организме «хозяина». И решение этой загадки, вполне возможно, спасет не одну человеческую жизнь!

ВЗГЛЯД МЕДИКА: СВИНЬИ ТЕ ЖЕ ЛЮДИ...

Чтобы удовлетворить все возрастающую потребность в биоматериалах для трансплантации, медики предлагают использовать свиней: ведь их внутренние органы практически тех же размеров, что у людей! А чтобы организм больного не отверг такой ксенотрансплант (взятый у «чужого» вида), хрюшку-донора следует подогнать под человеческие стандарты методами генной инженерии...

Впервые этот молекулярно-п фокус удался в 1992-м, а осуществил его британский иммунолог Дэвид Уайт, профессор Medical School при Кембриджском университете, который подсадил свинье человеческий ген dAF, регулирующий взаимодействие иммунопротеинов в плазме крови. Впрочем, в реакции отторжения участвуют также мембранный протеин МСР и регуляторный cd59, так что для преодоления иммунного барьера понадобится, скорее всего, пересадить животному и эти два и м мунорегулятора.

Пока над этой сложной проблемой усердно работают ученые разных стран, в США обнаружилась прелюбопытнейшая разновидность свиней... Ткани тела представителей редкой древней породы Duroc, как выяснилось, очень неплохо ладят с иммунной системой человека, поскольку выделяют крайне мало антигенов, вызывающих реакцию отторжения!

Довольно много специалистов полагают пересадку свиных органов людям делом вполне безопасным: как-никак, человек уже 4000 лет благополучно сосуществует со свиньей и всласть питается ее мясом! Тем не менее британские вирусологи Робин Уайс и Дэвид Онионз считают, что опасность подобных экспериментов явно недооценивается: вместе с органом можно трансплантировать больному и присущие свинье вирусы, вполне безобидные для законной хозяйки, но вызывающие у человека неизлечимые болезни вроде рака или СПИДа.

Так или иначе, но свиньи уже появились в крупных клиниках, где их исследуют по всем человеческим канонам с помощью новейшего оборудования. м По материалам зарубежной печати подготовила Элла АКВИТАНСКАЯ

Я СВИДЕТЕЛЬСТВУЮ..

Пишет вам подписчик с многолетним стажем, — начинает письмо Константин Андреевич МИЛЯГИН из г.Чу-дово Новгородской области. - В «ТМ», №10 за 1997 г. я прочел статью С.Николаева «Тайна Янтарной комнаты» и кое-что хотел бы к ней добавить.

Я — заключенный концлагеря «Дахау», номер 01289, был отправлен транспортом в концлагерь «Штугхофф», что располагался в районе г.Гдыня, 31 октября 1944 г. Входил я тогда в состав команды «Готен-хаффен», которая работала на гдыньской судоверфи.

Когда фронт приблизился к нам, немцы всех заключенных отправили на грузовое судно «Вильгельм Густ-' ' " ю это вечером 12 или 13 марта !х нас оставили на верхней палубе. Судно тотчас же после погрузки вышло из бухты в Бал-)е и пристроилось к каравану, который со-я усиленным конвоем сторожевиков, эсминцев и подлодок, шедших в надводном положении.

20 марта наше судно вошло в Кильский канал и про-:ледовало по нему под двумя железнодорожными постами, но затем почему-то вернулось в Кильскую бухту и стало на якорь. Возможно, это произошло потому, что город в тот момент усиленно бомбила авиа-

Наугро судно подошло к причалу и нас, оставшихся i живых (все это время никого из пленных не кормили), отправили в местный концлагерь.

Вот я теперь и думаю: «Зачем нас надо было возить с места на место? Не такая уж большая ценность—во -еннопленные, чтобы им предоставлять место на транспорте. Так, быть может, нас специально разместили на верхней палубе, чтобы наши полосатые робы издалека были заметны с воздуха, а сами мы послужили живым щитом для ценного груза, скрывавшегося в трюмах?..»

Так что, вполне возможно, я сам сидел над янтарны-ии сокровищами, которые таким образом благополучно были доставлены в Киль. Куда лежал их дальнейший путь, бог его знает, Может и в Ордруф... ■

HRAS-АСР2'

4DHA

-FGF3

GANAB-