Техника - молодёжи 1998-04, страница 14

Техника - молодёжи 1998-04, страница 14

mm

Когда-то, на излете перестройки, «ТМ» учредила "хозрасчетную» рубрику «Фонд новаторов» (Ns 8 за 1989 г., 1 — 4и6 — 12 за 1990-й, 1 — 7 за 1991-й), где за небольшую мзду публиковала краткие (не более 20 строк) сообщения о смелых научно-технических идеях, которым не повезло с официальным признанием. С тех пор оригинально мыслящих людей не убавилось, но обнародовать свои оригинальные мысли им по-прежнему весьма трудно. Вот и решили мы возродить свое давнее начинание, но под новой вывеской — «Приоритет». И печатать будем не выжимки, а "полнометражные» статьи на средства их авторов. Предлагая первый выпуск рубрики, мы хотели бы посоветоваться с читателями: удачна ли наша задумка и ту ли форму мы избрали? Возможно, лучше издавать такие материалы в брошюрах как приложение к журналу? Пищите, звоните, присылайте статьи! Об условиях договоримся.

В материальном мире мы окружены феноменами — реальными, МАТЕРИАЛЬНЫМИ явлениями. каждое из которых подчинено своему «ф ен о м е нал и стич е с к а м у« закону, столь же реальному. Все эти законы поддаются рациональному пониманию. Но, кроме наблюдаемого, очевидного мира, нас окружает невидимый мир ИДЕЙ феноменов, т.е. идей, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩИХ феномены, - мир НОУМЕНОВ. они же нусы, эйдосы, Энергии, эро-сы, логосы, монады, причины, экэистоны... И.-В. Гете называл их протофеноменами или прафеноменами. Ноумены живут в ненаблюдаемом, но умопостигаемом (интеллигибельном) мире и определяются своим — НОУМЕНАЛЬНЫМ — законом.

Наука о ноуменах и называется НОУМЕ-НОЛОГИЁЙ, в отличие от феноменологии — науки о вещах. «Под внешней являемостью (феномен) в мире скрывается бытие умопостигаемое (ноумен), оно и составляет истинную духовную сущность мира» (Максим-Исповедник, православный философ VI! в., цит. по книге Спифзновича «Максим-Исповедник и византийское богословие», Киев, 1914). Поэтому изучение явлений вещественного. таарного мира надо начинать с НАЧАЛА, с изучения мира идей. Когда идея проявляется в материальном мире, она как бы «умирает», фиксируется, будто бабочка булавкой, и перестает жить как таковая, но становится проявленной, «очевидной». Нынешняя материалистическая наука, не узревшая идей, по сути иллюзорна, ложна в основе. «Человек оторвался от Бога, истинного бытия, и доверился веществу, которое само по себе — небытие» (Максим-Исповедник). Еще Платон писал; «Материя — это отражение идей на экран опыта». (Аналогия: изображение на фотографии — реальность, но по отношению к нему «более реально» то. что фотографировалось.) Создатель антропософии д-р Рудольф Штайнер отмечал, что «идеи обладают большей интенсивностью реальности»,

Ноуменология, таким образом, изучает умопостижимые законы мира, Гете и Гегель считали, что идея и вещество имеют различную природу и в некотором смысле не взаимодействуют между собой. Циолковский писал в труде «Причина космоса»: «Трудно считать причину Вселенной тождественной с ней самой... Значит, первое, что мы можем сказать о причине, это го, что она не только нечто высшее Вселенной, но и то, что она не

Юрий ФЕДЯКОВ

имеет ничего общего с веществом... Может быть, скажут — какое нам дело до свойств «причины», если мы зависим только от Вселенной! довольно изучения ее самой. Но в том-то и дело, что проникновение в свойства «причины» даст неожиданные и новые выводы, которые не может дать одно изучение природы и которые не могут не иметь благотворного влияния на человека и других сознательных».

Поэт Андрей Белый характеризовал прото-феномен как «предел прозрачности факта». «И этот предел. — писал в 1983 г. философ К.А.Свасьян, — обнаружит себя как «идею». Под идеей я разумею здесь закон явления, обьективный природный закон. Мне казалось до этого, что закон коренится в моем рассудке и предписывается мною природе: здесь же я обнаруживаю закон в самом явлении, и при этом сам он и есть явление, идентичен ему». Не случайно Гете называл протофеномен также «единичным случаем общего»,

В начале XX в в предисловии к «Тайной доктрине» Блаватской У.М.Эванс-Гриц писал: «Запад находится в настоящее время на заре новой науки. Старая наука сегодняшнего дня, основанная на изучении феноменов, а не ноуменов (т.е. явлений, а не сущностей), уступит место новому методу познания».

Полагаю, что время ноуменологии уже наступило.

Но чтобы принять ее, нужен «особый поворот ума» (Гете). От феноменологии она отличается так же, как, например, гелиоцентрическая картина мира — от геоцентрической. С позиций последней невозможно понять законы движения планет. Конечно, в духовном плане Земля может оказаться центром мироздания, но не в материальном. Четверть века работы в области ноуменологии убедили меня в правоте Гете: "От критики нельзя ни спастись, ни оборониться, нужно поступать ей назло, и мало-помалу она с этим свыкнется». Должен отметить один момент: ноуменология доказывает подобие ПО ИДЕЕ мнений и действий человека Богу и Его творениям (феноменам). Вселенная и ее феномены созданы по тем же законам, по которым человек совершает свои действия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил Он его» (Быт. I, 27). Вера не требует доказательств, но данный результат автор получил 20 лет назад, когда считал необходимым показать материалистам и атеистам ошибочность их взглядов

Чтобы не быть голословным, сразу скажу, что ноуменальный закон — это известный закон Гумбеля, к которому, как доказал еще в 1943 г. академик Гнеденко, стремится любая совокупность любых статистик, — двойная экспонента: но этот закон работает только в мире идей (не феноменов!), который связан с те арным миром двойным логарифмом, что преобразует двойную экспоненту в ПРЯМУЮ: «Спрямляйте пути Господу» (Библия). Все ноуменальные законы графически выражаются прямыми линиями, отличающимися наклоном и сдвигом по вертикали. Б материальном мире все они проявляются многообразием кривых, способных имитировать любой известный закон «фе номе нал истических» теорий с точностью, обеспечивающей СЕМЬ точек совпадения — что и делало материалистические законы трудно отличимыми от действигель-

или ОБЩАЯ j l/J ищ СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ных, реальных. Строго говоря, в материальном мире закон Гумбеля несправедлив, гак же как ошибочны и другие привычные описания явлений: законы Бозе — Эйнштейна, Ферми — Дирэка, Максвелла, Релея, Гаусса. Ман-дельброта, Кетле и др.

И пусть читателя не удивляет, что автор проверял ноуменалистическую теорию на статистиках наличия пуговиц в хозяйстве В.И.Титовой, мигания фонарей, частот употребления слов в языке... После таких «мелочей» я взял самую ргромную из всех мыслимых статистик — статистику обилия элементов в Космосе. Это был наиболее важный для общей структуры представлений (ОС) эксперимент, но для практики необходимы и остальные,

ОБОСНОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ СТРУКТУРЫ (РОС)

1. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

Уточним понятие феномена, принимаемое в ноуменологии. Феномен есть произвольная совокупность априорно тождественных в некотором смысле объектов, обладающих по нашему предопределению единым качеством. Например, если мы говорим об атомах, не подлежат рассмотрению электроны или стулья; если рассматриваем множество «Жители столиц всех стран», то не принимаем в расчет жителей Екатеринбурга.. Суть феномена мы определяем сами — исходя из своего интереса, вопроса, который мы перед собой поставили. Если у нас нет вопроса — не будет и ответа. Все объекты единого феномена обладают — по определению — качеством единой категории, выбранной нами в соответствии с поставленным вопросом. Если мы изучаем атомы — у всех регистрируем массу, заряд, время жизни и т.п., но всегда — одно и то же, а не то чтобы у одних атомов — массу, у других — заряд и Т-Д. В такой смеси мы не увидим никакого смысла, а нас интересует именно СМЫСЛ, который должен быть нам известен. Если феноменом является поток света или слов по радио — то регистрируем соответственно энергии фотонов и число определенных слов. Качество мы будем далее называть материальным, но фактически это справедливо лишь для регистрируемых ТВАРНЫХ качеств — например, число слов не материально.

Типичное семейство ноуменального распределения РОС. Наблюдаются зоны -молча-ни я- в области малых X и последующие пики - пьедееталов».

Т Е X НИКА-МОЛОД Е Ж И__4_9 8

12

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. "Техника — молодежи" Е. Платон

Близкие к этой страницы