Техника - молодёжи 1998-04, страница 15Множество всех явлений мира невообразимо велико; велико и число наук, их изучающих. А в каждой науке или даже научной школе — свои совокупности принятых либо неприз на ваемых законов. Законы сменяют друг друга, уточняются, и число их растет (впрочем, если закон можно уточнить — закон ли это?,,}. Сей процесс именуется прогрессом науки. Единое по идее познание превращено е совокупность не связанных друг с другом (а то и конфронтирующих) дисциплин, которыми занимаются «касты*1 ученых (что возмущало философа Н.Ф.Федорова). Живой организм знания разорван на части. Кто-то сказал, что всякая наука должна быть философична. Будучи объединены философией, знания не могли бы расколоться на множество замкнутых на себя учений. Нобелевский лауреат Ричард Фейнман писал, что каждый уважающий себя физик «знает шесть или семь теоретических обоснований одних и тех же физических фактов. Он знает, что они эквивалентны и что никто и никогда не сможет решить, оставаясь на том же уровне, какал теория верна». Но Природа-то одна! А сейчас наука поставила себя на место Природы («высшей Природы внутри природы» — Гете}, и мы уже изучаем не законы Природы, а законы науки - по существу отражение последних, мираж. Законы науки УЖЕ субъективны — оттого субъективны и ее плоды. Доходит до абсурда: допустим, некая кривая должна подчиняться такому-то закону, но не подчиняется; тогда говорят, что «вот досюда» работает один закон, потом «нужный», а далее какие-то еще. Из определенных предположений выведен закон излучения «черного тела», но им не описывается ни одно реальное излучение. Ученые говорят: а "черных тел» в природе не существует! Тогда зачем этот закон? И верны ли его исходные посылки? (Видимо, нет: они механистичны.) В ноу-менологии же ОДИН реальный закон Мира Идей: из него вытекает закон феноменального мира, который — ОДИН! — все прекрасно описывает (правда, уже не объясняя: объяснение единственное для всех явлений — НОУМЕНАЛЬНОЕ, поэтому можно полагать, что физические явления ФИЗИЧЕСКОГО объяснения не имеют). 2. ЕДИНСТВО ПРИРОДЫ, ИДЕЯ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ Ноуменология изначально предполагает единство Природы. Она едина по идее, подчиняясь единственному закону мира Ноуменов, который отражается в материальном, проявленном мире множеством внешних форм. Единство следует из самого факта существования Причины. Логоса, рождающего множество малых логосов — а ге проявляются в тварном мире множеством феноменов, аналогичных друг другу. Максим-Исповедник писал: «Именно Логос проявился в мире, и в Другое типичное семейство РОС. Наблюдается имитация равномерного распределения. начинающегося, правда, с бесконечное-гч, что не имеет объяснения в традиционных учениях. Другое типичное семейство РОС. Наблюдается имитация равномерного распределения. начинающегося, правда, с бесконечное-гч, что не имеет объяснения в традиционных учениях.
Логосе все бытие причастно Бога... Логос предвечно содержит а себе все логосы... Божественный Логос открылся нам в природе и в Писании; в них Он воплотился Своими энергиями, или идеями (логои) Внешние формы и буквы составляют Его одежды, под которыми таинственно скрываются Его идеи, а в них и сам Логос... В чувственных вещах как типах (отобразах) можно созерцать идеи (логосы) мира мысленного, и наоборот... Все качественные различия бытия зависят от разных комбинаций этих логосов. Уплотнение их образует грубую чувственно-постигаемую тварь». Максим-Исповедник практически все сказал о природе ноумена, логоса, и о его проявлениях в тварном мире. Позже Гегель писал: «Мыслить — значит, собственно говоря, постигать и выражать «многообразие в единстве», Многообразие как таковое принадлежит вообще внешнему, чувству и чувственному созерцанию" («философская пропедевтика»), К.Э.Циолковский также принимал единство Вселенной: «Мы проповедуем монизм Вселенной — не более Весь процесс науки состоит в эгом стремлении к монизму, к элементарному началу. Ее успех определяется степенью достижения единства» («Монизм Вселенной»). Думаю, мы уже достаточно убедились в универсальности «универсума» (Вселенной); многообразие феноменов очевидно, как очевидна и разница между идеей и ее воплощением, причем во всех планах: даже когда вы реализуете свою идею, результат не будет тождествен задуманному. Так и ноуменология, подобно любой реализованной человеком теории, не идеал — «Мысль изреченная есть ложь» (Тютчев), — но проявление логоса, идеи. Ведь проявления необязательно ВЕЩЕСТВЕННЫ — они ТВАРНЫ. Смысл этого утверждения станет яснее, когда мы далее обсудим суть ВДИНИЦЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НОУМЕНА, индетерминированную [неопределенную) по природе своей и ответственную за неопределенность любого проявленного факта (вещи, слова, утверждения). 3. АСПЕКТ ТВАРНОГО КАЧЕСТВА Явленный нам феномен оказывается для нас реальностью (тварной) благодаря тому, что обладает некоторым качеством, доступным чувственному или умозрительному восприятию. Данное качество мы намерены изучать и способны наблюдать и измерять. Феномен создается Природой — но никогда не нашими манипуляциями. Если вы своими руками вытачиваете цилиндр диаметра D или отпиливаете доску длиной), это ваши творения, но РЕАЛЬНЫЕ диаметр и длина будут в каждом случае свои, определенные природой и не известные вам заранее. Даже платиновый эталон метра в Лувре неизвестно чему именно равен, и другого точно такого же никто никогда не сделает, Наука изучает вопрос, как часто в природе появляются объекты с данной ВЕЛИЧИНОЙ того или иного качества: как люди распределяются по росту или доходам, атомы — по массе или заряду, слова — по частоте употребления и т.п. Наука призвана описать данное распределение ЗАКОНОМ, и она всегда это делает Мы знаем множество законов, ставших классическими и названных именами их первооткрывателей Пока все верно... Но: то ли самое действие совершает Природа? Оказывается, нет. Она совершает нечто прямо противоположное: распределяет не объекты по качеству, а КАЧЕСТВО по объектам! Энергию она раздает фотонам, массы — атомам или, допустим, слонам, слова — книгам, книги — библиотекам; деньги она раздает людям, а не людей — деньгам; людям же Природа ОТПУСКАЕТ, как принято говорить, годы жизни, а не распределяет людей по продолжительности жизни. Иначе говоря. Приро да делает то, что определено ее идеей, а наука понимает все наоборот. Поэтому ее так называемые ЕСТЕСТВЕННЫЕ законы имеют ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫЙ вид, они ошибочны по построению, в принципе, как перевернутые с ног на голову. Но ведь в современной науке все законы таковы — противоестественны, когда призваны описать естественное явление! Тогда могут ли классические законы претендовать на истинность? Нет. Но. напомним, истинное РОС в семи точках совпадает с любым из них — что и создает иллюзию их истинности. А разве не более естественно полагать, что природа раздает материю объектам, а не наоборот? Что натуральнее для натуры? 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ Известна классическая проблема соотношения формы и содержания, В ноуменологии она сводится к проблеме соотношения (взаимодействия) предметов и их качеств. Если проявлением данного феномена служат N объектов, то каждый М из них. обладая гаммой различных качеств, имеет в выбранном нами и интересующем нас смысле свое, индивидуальное значение качества Х[М). Пример: если нас интересует светимость звезд, мы изучаем некое их количество N, всегда ограниченное (нельзя объять необъятное!), но чем большее — тем более достоверен эксперимент и тем ближе к истине результат. Это — частный случай соотношения идеи и ее проявления: множество «идей звезд» в принципе бесконечно, но на практике мы можем иметь дело лишь с конечным числом звезд — проявление идеи в тварной форме всегда ограничено (ущербно). У каждой звезды мы регистрируем интенсивность излучения. Так мы обнаруживаем. что каждому М соответствует его X, что и формирует функцию (зависимость) Х(М). Подобная зависимость выводима для любого феномена. Форма его проявления — совокупность N объектов в конкретном эксперименте, содержание — совокупное зарегистрированное качество всех объектов. Что важнее — форма или содержание? Как мы скоро увидим, важнее всего их соотношение Дело в том, что Х(М) а общем случае различны. тогда как все N объектов однородны: это всё или люди, или звезды, или бабочки и т.п., то есть — объекты, тождественные ПО ИДЕЕ (по определению, по форме). Различие X позволяет произвести очевидную и необходимую процедуру — упорядочение априорно тождественных объектов по величине их апостериорного, определенного природой (не нами!), проявления X. Здесь как бы смыкается познание человека, при его субъективном выборе проблемы — вида предмета и качества, — с объективным проявлением природы. На практике часто принимается уменьшающийся вариационный ряд: на первом месте оказывается самый большой объект, последующие — все меньше. Иногда порядок признают неважным. ВОС принят растущий ряд: меньшему по величине качества объекту присваивается номер 1, наибольшему — N. Это принципиально важно. Число объектов с величиной качества не более Х(М) равно М, и доля таких объектов в общем их числе равна M/N. В математике величина P=M/N называется вероятностью того, что качество объекта не превышает X. Поскольку в нашем построении М есть функция от X, то и Р есть функция отХ: Р=Р(Х). ОС обращает наше внимание на то, что совокупности первых М объектов соответствует их совокупное качество V[X)=X(1)+X(2)+...+X(M). Это суммарное качество есть также реальное объективное проявление феномена. Общая «масса качеств» наблюденного феномена равна V(N). Доля ее, характеризующая первые М объектов, определяется величиной F(M)=V(M)/V(N). Это тоже объективная, реальная (не надуманная), проявленная природой характеристика феномена, которую мы наэо- Т Е X Н И К А - И О Л ОД ЕЖИ_ 4 9 8 13 |